Обучение горнолыжника-любителя предусматривает несколько аспектов, главным из которых, безусловно, является развитие комплексных двигательных навыков, составляющих технику спуска на лыжах. Сложность движений лыжника определяется следующими факторами:
• независимостью усилий разных мышечных групп;
• непостоянством ритмической составляющей;
• необходимостью строгой дозировки усилий;
• необходимостью координации с непрерывно меняющимися внешними условиями.
Таким образом, движения лыжника полностью соответствуют понятию сложных комплексных движений, являющихся предметом изучения разных отраслей медицины и прикладной педагогики. Известно, что успешность развития и сохранения навыков такого рода движений существенно различна для лиц, обладающих разными типами высшей нервной деятельности (темпераментами) даже при условии одинакового физического развития.
Напомним, что в психологии является общепринятым учение о типах нервной деятельности, базирующееся на работах И.П.Павлова и предусматривающее существование четырех основных типов темперамента:
• флегматический - сильный, устойчивый, склонный к торможению;
• сангвинический - сильный, устойчивый, склонный к возбуждению;
• холерический - сильный, неустойчивый, склонный к возбуждению;
• меланхоличекий - слабый, обычно склонный к торможению.
В современной психологии учитываются и другие факторы, определяющие тип высшей нервной деятельности, например, лабильность, однако здесь можно ограничиться четырьмя классическими типами. Вообще говоря, деление на типы не является четким, и в абсолютном большинстве случаев наблюдаются не "чистые", а пограничные типы высшей нервной деятельности, тяготеющие к одному из основных.
Кроме того, существуют несколько патологических типов, соответствующих состояниям классических неврозов и потому называемых невротическими. Поскольку вопрос о возможности и путях изучения лыжной техники невротиками выходит за рамки обсуждаемого вопроса, ограничимся рассмотрением особенностей четырех основных типов темперамента в применении к развитию и сохранению комплексных двигательных навыков.
Так, множеством исследований показано, что лица, склонные к возбуждению (сангвиники и холерики), усваивают двигательные навыки быстрее (после меньшего числа повторений), чем флегматики и меланхолики. С другой стороны, обладатели неустойчивых темпераментов (холерики и меланхолики) быстрее теряют ранее приобретенные навыки и нуждаются в периодическом их возобновлении. Наконец, важной особенностью меланхолического темперамента является необходимость постоянной положительной мотивации к обучению.
Таким образом, можно сформулировать следующие принципы организации обучения горнолыжников-любителей, обладающих разными типами темперамента:
• флегматики - длительное изучение технических элементов при единообразии упражнений и с большим числом повторений каждого из них. От инструктора требуется длительное и подробное объяснение, но в дальнейшем его постоянное присутствие не обязательно; активные периоды обучения могут быть длительными (несколько часов), поскольку флегматики обычно обладают пониженной утомляемостью;
• сангвиники - быстрое изучение технических элементов при разнообразии упражнений и с малым числом повторений каждого из них. Инструктор может не присутствовать постоянно, тем не менее, желательно его периодическое внимание для своевременного исправления возможных ошибок; активные периоды обучения могут быть достаточно длительными;
• холерики - быстрое изучение технических элементов при разнообразии упражнений и с малым числом повторений; необходимо постоянное возобновление ранее приобретенных навыков, т.е. повторное изучение элементов, освоенных в предыдущие дни. Инструктору необходимо убедиться, что все объяснения восприняты правильно; в дальнейшем требуется его постоянное присутствие и повышенное внимание к правильности выполнения движений; активные периоды обучения должны быть короткими, необходимы частые перерывы, во время которых желательно переключение внимания на вопросы, не связанные с обучением;
• меланхолики - длительное изучение технических элементов при единообразии упражнений и с большим числом повторений; необходимо повторное изучение ранее освоенных элементов с большим числом повторений. Необходимо постоянное присутствие инструктора, от которого требуется не только контроль за правильностью выполнения движений, но и постоянное поощрение; активные периоды обучения должны быть короткими, но во время перерывов переключение внимания нежелательно (хорошим вариантом короткого отдыха может быть изучение теоретических основ горнолыжной техники).
С другой стороны, различие типов темперамента предусматривает разную успешность освоения их обладателями одних и тех же технических элементов, и, как следствие, предпочтительность изучения приемов, связанных с движениями разных типов:
• флегматики - техника с сильными, но плавными движениями, с выраженной ритмической составляющей или с постоянством усилий и их строгой дозировкой;
• сангвиники - техника с сильными резкими движениями и с менее строгой дозировкой усилий, их постоянство и выраженность ритма не имеют значения;
• холерики - техника с резкими движениями, без выраженной ритмической составляющей и дозировки усилий;
• меланхолики - техника с плавными движениями, с выраженной ритмической составляющей. По некоторым данным, меланхолики часто обладают повышенной остротой мышечного чувства, что позволяет освоить очень тонкую и точную дозировку усилий, хотя, конечно, это требует большого времени.
Склонность к торможению (у флегматиков и меланхоликов) обычно сопряжена с замедленными реакциями. По-видимому, носители этих темпераментов могут испытывать сложности с освоением сопряжения поворотов. С другой стороны, склонные к возбуждению холерики и сангвиники иногда с трудом осваивают технику спуска по льду и насту, требующую повышенной точности движений. Многочисленные исследования особенностей развития специфических двигательных навыков однозначно показывают, что в обоих указанных выше случаях успешность обучения оказывается выше у лиц, имеющих лучшую общефизическую подготовку.
Распространение типов высшей нервной деятельности неодинаково для разных рас и народов. Так, например, для представителей южных народов более характерна склонность к возбуждению и подвижность, для представителей северных народов - склонность к торможению и устойчивость.
Определение принадлежности к тому или иному типу высшей нервной деятельности (особенно - к возбудимым типам) до некоторой степени затрудняется социальными факторами и привычкой к самоконтролю.
Т.Левскер
◊ ◊ ◊
Приведенные выше сведения быть полезны при чтении раздела об общих методических вопросах изучения горнолыжной техники. Кроме того, неумение инструктора найти правильный индивидуальный подход к обучению иногда становится серьезным препятствием для совершенствования техники.
|