главная список статей ссылки контакты

Исторический обзор
Здоровье лыжника-любителя
Психология лыжника-любителя
− Условия катания на лыжах
− Безопасность в горах
− Снаряжение
• Подбор лыж и ботинок
• Подбор другого снаряжения
» Уход за снаряжением
Внешние факторы
• Лыжные подъемники
Техника катания на лыжах
Обучение технике катания
Горнолыжный спорт
Глоссарий





Уход за снаряжением

Современное горнолыжное снаряжение почти не требует ухода, однако оставлять его совсем без внимания все же не следует. Естественно, перед началом сезона необходимо тщательно осмотреть лыжи и ботинки, при необходимости - произвести мелкий ремонт (своими силами или с помощью мастеров, работающих при крупных спортивных магазинах).

Чтобы избежать преждевременного выхода из строя лыж и ботинок, их нужно, прежде всего, правильно хранить. Вообще говоря, современные материалы маловосприимчивы к климатическим воздействиям, тем не менее, изделия из них нельзя хранить в слишком сыром или слишком сухом помещении, на открытом солнце или вблизи от сильных источников тепла. Под действием перечисленных факторов ботинки могут затвердеть и стать хрупкими, лыжи - покоробиться или потерять упругость. Некоторые модели лыж имеют пористое покрытие скользящей поверхности, которое при сильном высыхании сжимается и трескается.

Главный элемент постоянного ухода за лыжами - это устранение повреждений скользящей поверхности и заточка кантов, при интенсивном катании эти операции приходится выполнять почти ежедневно. На большинстве лыжных курортов, как европейских, так и отечественных, работают специальные сервисные мастерские, однако опытные лыжники часто выполняют указанные работы самостоятельно, тем более что квалификация работников мастерских часто вызывает сомнения. Необходимо отметить, что своевременный текущий ремонт - это крайне важная операция, пренебрегая которой, можно очень быстро привести лыжи в состояние, не пригодное для катания и уже не поддающееся какому-либо восстановлению.

Ремонт скользящей поверхности обычно сводится к заглаживанию царапин и выбоин посредством наплавки какого-либо эластичного пластика, чаще всего - высокомолекулярного полиэтилена. В качестве сырья отечественные лыжники, как правило, используют нарезанные на узкие полоски пробки от шампанского или крышки для банок, хотя в продаже можно найти и специальные полиэтиленовые палочки для ремонта лыж.

Перед работой нужно обязательно очистить скользящую поверхность от следов смазки, в противном случае расплавленный пластик не сможет надежно прилипнуть. Глубокие и извилистые царапины следует дополнительно расширить и подравнять, чтобы обеспечить заливку на всю глубину повреждения. Если царапина находится у самого канта, необходимо также зачистить его край от ржавчины.

Для расплавления полиэтилена лучше всего пользоваться электрическим паяльником, при возможности, обычное медное жало нужно заменить латунным, нагревающимся до меньшей температуры. Приложив полоску полиэтилена к скользящей поверхности, следует нагреть ее до размягчения и размазать по царапине, следя за прочностью прилипания. При отсутствии паяльника, полиэтилен можно поджечь и заливать повреждения каплями расплавленного пластика. В этом случае необходимо периодически гасить пламя, чтобы полиэтилен только плавился, но не кипел, поскольку кипящие капли вместо прочного сцепления со скользящей поверхностью застывают в пористую хрупкую массу.

При наличии возможности, для заливки царапин можно использовать порошок низкомолекулярного полиэтилена, выпускаемый промышленностью в качестве сырья. В этом случае процесс заливки значительно упрощается: засыпав царапину порошком, ее накрывают фторопластовой (тефлоновой) пленкой и прижимают горячим утюгом. Расплавленный полиэтилен прочно прилипает к скользящей поверхности, а термостойкая пленка обеспечивает его хорошее уплотнение.

Завершив заливку, нужно выровнять скользящую поверхность сначала циклей, а затем - наждачной шкуркой. Иногда после выравнивания на скользящей поверхности становятся видны оставшиеся царапины и выбоины - в этом случае нужно повторить операцию, т.е. залить их и снова выровнять скользящую поверхность.

Постоянный уход требуется и за кантами лыж, он включает шлифовку и заточку. Любая достаточно глубокая царапина на поверхности канта нарушает структуру металла и становится источником постоянного внутреннего напряжения, нарастание которого, в конце концов, приводит к растрескиванию и слому. Поскольку во многих моделях лыж (кроме моделей с мультикантом) металлический кант является силовым элементом конструкции, то с его разрушением лыжа полностью выходит из строя и не подлежит ремонту. Для устранения этой опасности все глубокие царапины и выбоины обязательно нужно выравнивать и сглаживать, даже в том случае, если эта операция приводит к некоторым нарушениям геометрии канта. Крупные повреждения скругляют напильником, мелкие - зашлифовывают наждачной шкуркой. Если канты выступают над скользящей поверхностью, их необходимо спилить снизу при помощи крупного напильника или шкурки, если же скользящая поверхность выступает над кантами, излишек пластика также нужно удалить, например, циклей или большим прямым кухонным ножом. Отечественные лыжники для обработки скользящей поверхности иногда используют промышленный инструмент, например, большую развертку диаметром 15-25 мм.

Заточка кантов обеспечивает надежное сцепление лыж при движении по жесткому насту или льду, острые канты - необходимое условие резаного ведения как на карвинговых, так и на классических лыжах. Угол заточки может составлять 87°-93°, любителям рекомендуются углы 89°-90°, более острая заточка используется для соревнований по слалому и слалому-гиганту, более тупая - для фристайла.

Для заточки кантов можно пользоваться обычным напильником (лучше - "личневым", т.е. не очень крупным и не очень мелким, номера с 15 по 25) или же точильным бруском. Опытный слесарь может выдержать угол заточки без использования какой-либо оснастки, при отсутствии такого навыка можно воспользоваться Pспециальным уголком или стальной пластинкой, согнутой под нужным углом. Заточка под углом 90° наиболее проста, в этом случае можно обрабатывать одновременно Pобе лыжи, если связать их вместе, зажав между скользящими поверхностями ровную прокладку толщиной 2-3 см. Лучше всего, если канты будут одинаково остры по всей длине, однако в крайнем случае можно ограничиться заточкой только участков у носков и задников лыж (по 40-50 см).

В продаже можно встретить специальные приспособления для заточки кантов - так называемые P"канторезы". Инструменты такого рода действительно облегчают уход за лыжами, некоторые их модели достаточно компактны, и их можно носить с собой.

Необходимо помнить, что лыжи (кроме моделей с мультикантом) при излишнем стачивании кантов теряют жесткость. Поэтому, стремясь как можно лучше выровнять поврежденный кант, не следует проявлять чрезмерное упорство или использовать электроинструменты. Кстати говоря, работники некоторых сервисных мастерских практикуют абсолютно недопустимый "технологический" прием: выпиливают сильно поврежденные фрагменты кантов и заменяют их тщательно подогнанными новыми, в результате лыжи приходят в полную негодность и в дальнейшем уже не могут быть восстановлены.

Хотя пластиковая поверхность современных лыж обеспечивает хорошее скольжение почти по любому снегу, в некоторых случаях ее все же необходимо смазывать. Как правило, для катания по свежевыпавшему снегу при теплой погоде любители ограничиваются парафином, иногда добавляя в него алюминиевую пудру ("серебрянку"). В то же время, в продаже можно найти и фирменные мази для горных лыж, предназначенные для различной температуры и разного состояния снежного покрова, а также различные инструменты для смазки - скребки, щетки, электрические утюжки и т.д. Помимо мазей, имеются также специальные салфетки для обработки скользящей поверхности, обеспечивающие хорошее скольжение по сырому снегу.

При использовании мазей необходимо помнить, что даже слабые их следы на скользящей поверхности могут доставить некоторые неудобства. Например, парафин, значительно улучшающий скольжение при положительной температуре, уже при -10° столь же серьезно его ухудшает, поэтому перед выходом на склон лучше удалять остатки мази, не соответствующей погодным условиям.

Более сложные и интересные способы Pзаточки кантов и смазки лыж подробно рассматриваются в книге американского эксперта М.Эллинга "Универсальный лыжник".

Крепления, как и лыжи, нуждаются в ежедневном осмотре, поскольку во время катания их регулировка часто нарушается. Если мелкий ремонт лыж и заточку кантов обычно можно доверить постороннему, то регулировка креплений - это собственное дело каждого лыжника или лыжницы, и его нельзя поручать даже самому близкому человеку. Это объясняется тем, что, во-первых, крепления обеспечивают сугубо личную безопасность, а во-вторых - требования к регулировке являются строго индивидуальными.

Крепления могут загрязняться и даже полностью забиваться песком, мелкими камешками, обрывками травы и другим мусором, что нарушает работу механизма. Перед проверкой и регулировкой креплений следует очистить их от накопившейся грязи.

При регулировке можно следовать общей рекомендации и устанавливать на шкале отметку, равную 1/10 веса лыжника (например, отметку "7" при весе 70 кг), но это правило не является универсальным. Иногда считается, что регулировка креплений на большие усилия (отметки "10" и более) - признак мастерства, однако это совершенно не соответствует действительности, поскольку при правильном и четком выполнении движений на крепления приходится весьма малая нагрузка. Уже упоминавшийся эксперт М.Эллинг, например, пишет: "Рассуждая теоретически, вы должны уметь кататься даже в теннисных туфлях, вставленных в крепления". Некоторые лыжники, перенесшие тяжелые травмы, устанавливают на шкале регулировки отметку "4" или "5", и это не мешает им совершать достаточно резкие маневры на больших скоростях. Наоборот, начинающим иногда может требоваться более тугая регулировка, исключающая случайную потерю лыжи во время спуска.

При регулировке креплений следует помнить, что величина нагрузки, которую может выдержать сустав, определяется не только толщиной костей (зависящей от роста и веса), но также эластичностью сухожилий и силой мышц. Другими словами, крупному, но слабо тренированному лыжнику необходимо регулировать крепления на меньшие усилия, а физически подготовленному атлету - на большие.

Если крепления установлены на подвижных платформах-интерфейсах (системы "Motion", "Flex-fix", "Railflex" и др.), необходимо следить за состоянием фиксаторов, которые могут разбалтываться при резком активном катании, в результате ударов, падений и т.д.). В некоторых случаях крепления смещаются вдоль направляющих и в результате перестают надежно удерживать ботинок.

Лыжные палки также нуждаются во внимании, наиболее частое и очень неприятное явление - утеря колец, после которой лыжник лишается возможности кататься по глубокому снегу. Мы рекомендуем всегда иметь с собой запасное кольцо и какие-либо средства для его быстрой установки, например, изоляционную ленту. Надо сказать, что даже на крупных европейских курортах поиск нового кольца оказывается очень сложным и хлопотным делом, и лыжнику часто приходится покупать новую палку, а иногда - пару палок. Места крепления колец необходимо ежедневно осматривать, в случае необходимости принимать надлежащие меры.

Кроме того, от палки может оторваться и ремешок для руки (темляк), хотя это и не столь неприятно, как потеря кольца, однако может доставить много неудобств. Как правило, такое повреждение связано с самопроизвольным вывинчиванием болта или шурупа, закрепляющего темляк на рукоятке палки, поэтому его необходимо регулярно проверять и подтягивать.

Во время спуска палки часто используются для дополнительной опоры, поэтому длину темляка необходимо тщательно Pрегулировать. Для этого нужно поставить палку вертикально, продеть кисть руки в темляк, плотно захватить рукоятку и затянуть пряжку или регулятор в этом положении. Некоторые лыжники, определив нужную длину, зашивают темляк нитками, делая его нерегулируемым (эту операцию приходится повторять каждый раз при приобретении новых перчаток).

В последние годы некоторую популярность завоевали лыжные палки с регулируемой длиной. При пользовании подобными моделями необходимо постоянно следить за состоянием фиксаторов, которые до некоторой степени разбалтываются при катании (в результате палка может внезапно сложиться или даже развалиться на две части).

Лыжные ботинки, в общем, не требуют постоянного ухода (конечно, за исключением случаев серьезных повреждений), однако нуждаются в просушивании. Лыжехранилища, обычно работающие на лыжных курортах, в т.ч. и европейских, не могут обеспечить полного высыхания, поэтому хотя бы раз в несколько дней ботинки нужно тщательно просушивать. Обычный способ - это вынимание и отдельное просушивание внутреннего ботинка, однако таким образом его легко порвать. Более предпочтительный способ сушки - это использование Pспециальных устройств - электрических нагревателей, вставляющихся в ботинки, или вентиляторов, которые обеспечивают полное высушивание в течение 2-3 часов. Такие приборы можно встретить в крупных магазинах, торгующих спортивным и туристским снаряжением, кроме того, некоторые дорогие модели ботинок имеют встроенные нагреватели, которые можно использовать для сушки.

Намокание ботинок во время катания можно значительно уменьшить, воспользовавшись специфическим отечественным методом - вкладыванием под стельки женских гигиенических прокладок.

◊ ◊ ◊

Далее в этой главе рассматриваются внешние факторы, определяющие возможность катания на лыжах - горный склон и различные виды снежного покрова.