главная список статей ссылки контакты

Исторический обзор
Здоровье лыжника-любителя
Психология лыжника-любителя
− Условия катания на лыжах
− Безопасность в горах
Снаряжение
− Внешние факторы
» Склон
• Снег
• Погода
• Лыжные подъемники
Техника катания на лыжах
Обучение технике катания
Горнолыжный спорт
Глоссарий





Склон

Пригодность горного склона для катания на лыжах определяется многими факторами, важнейшими из которых являются уклон (крутизна), длина и рельеф. Кроме того, большое значение имеют такие параметры, как перепад высот, абсолютная высота над уровнем моря, типичный снежный покров и др.

Крутизна склона измеряется в градусах или, реже, в процентах (процентное отношение перепада высот к длине, 50% = 30°, 75% = 53°, 100% = 90°). Если не брать в расчет любителей экстремального катания, то можно сказать, что лыжниками-любителями используются склоны крутизной до 40°-50°, наиболее популярны склоны крутизной 15°-30°. Как правило, начинающие лыжники ошибочно полагают, что катаются по гораздо более крутым склонам, но скорее всего, дело в простом обмане зрения: если смотреть сверху, любая гора кажется гораздо круче и длиннее, чем на самом деле (что касается 50-градусного склона, то сверху он выглядит практически вертикальным). Можно привести простой пример: все эскалаторы метрополитена имеют стандартные уклоны 30° и 35°. Надо сказать, что северный склон горы PЧегет, вызывающий суеверный страх даже у достаточно опытных лыжников, имеет лишь несколько участков, крутизна которых превышает 40°.

Согласно правилам горнолыжного спорта, средний уклон трассы скоростного спуска должен составлять 15°-25° (на отдельных отрезках - до 50°), заезды на установление максимальной скорости проводятся на специальных прямых трассах, имеющих уклон от 45° до 70°-75°.

Крутизна склона определяет максимальную скорость, которую может развить лыжник, спускающийся по прямой: например, для склона крутизной в 15° предельная скорость составляет 60-70 км/ч, для склона в 75° - около 200 км/ч (рекорд скорости спуска, равный почти 250 км/ч, достигнут благодаря использованию различных технических приспособлений, специальных лыж, одежды и т.д.). Независимо от крутизны склона, максимальная скорость достигается через 400 метров прямого спуска, после чего уже не увеличивается. Для начинающих лыжников прямой спуск по пологому склону - лучшее средство для преодоления достаточно распространенного страха перед увеличивающейся скоростью: как только он (или она) убеждается, что скорость перестает расти, страх, как правило, проходит навсегда.

Вместе с тем, для каждого лыжника имеется своя предельная скорость, определяемая его физической силой и выносливостью, превышение же этой скорости - главная причина горнолыжного травматизма. Наезд на небольшой бугорок, совершенно незаметный на скорости в 20 км/ч, уже при 50 км/ч дает ощутимый толчок, а при 100 км/ч - очень сильный удар снизу по лыжам; серия таких ударов утомляет не меньше, чем забег на длинную дистанцию. Кроме того, лыжники-любители редко спускаются по прямой, а повороты на большей скорости требуют и больших физических усилий; если же разогнавшийся лыжник оказывается не в состоянии повернуть, то представляет немалую опасность не только для себя, но и для других.

Основные факторы, определяющие рельеф склона - это наличие естественных бугров (в отличие от бугров, образующихся на поверхности снега) и перегибов, т.е. мест, где крутизна склона резко увеличивается (положительные перегибы) или уменьшается (отрицательные перегибы). Если величина положительного перегиба (разница уклонов) превышает 15%, то разогнавшийся лыжник может случайно оторваться от склона и совершить опасный незапланированный полет. При преодолении на высокой скорости больших отрицательных перегибов возникают динамические перегрузки, стремящиеся прижать лыжника к лыжам; слабо тренированные любители иногда не имеют достаточной физической силы, чтобы противостоять ускорениям, величина которых может достигать 3-5 G.

На рельеф горных склонов оказывает влияние также эрозия - ливневая и ледниковая. Под действием этих процессов формируются углубления и расселины, происходят оползни. При размывании поверхностных слоев почвы может обнажаться скальное основание, в результате чего образуются узкие извилистые кулуары (от фр. couloir - коридор), в дальнейшем часто служащие ложем снежников и ледников.

В зависимости от рельефа, склоны принято делить на гладкие (без естественных неровностей и перегибов), мягкие (с небольшими естественными неровностями и перегибами), средние и резкие (с многочисленными достаточно резкими буграми и большими по величине перегибами).

Важным требованием к туристскому склону является наличие выката, т.е. пологого участка, где лыжники могут сбрасывать скорость и останавливаться. Склоны без выката считаются сложными и опасными, на них возможно сооружение лишь "красных" и "черных" трасс, предназначенных для опытных лыжников.

Перепад высот определяет длину трассы и условия катания. Большой перепад связан со значительной разницей атмосферного давления и температуры воздуха в начале и конце спуска, что предъявляет дополнительные требования к тренированности лыжника. Кроме того, погода и состояние снежного покрова на разной высоте могут существенно различаться, что сказывается на комфорте катающихся туристов. Высокогорные курорты, как правило, располагают трассами, частично или полностью проходящими по поверхности ледников и допускающими круглогодичную эксплуатацию. В этом случае специальные службы ведут постоянное изучение и прогноз ледниковой обстановки, в частности образование трещин, представляющих опасность для неопытных лыжников.

При изыскании, проектировании и строительстве лыжных курортов принято руководствоваться определенными нормативами, позволяющими определить вместимость и пропускную способность трасс. Имеет смысл рассматривать западноевропейские нормативы, выработанные в 70-е годы ХХ века и с тех пор существенно не менявшиеся, отечественные же нормы, значительно более жесткие и призванные обеспечить больший комфорт, не нашли реального отражения ни на одном курорте.

Считается, что 30% лыжников относятся к начинающим и малоопытным, предпочитающим кататься по "зеленым" трассам шириной не менее 50 м и с уклоном до 15°. Средние лыжники составляют 50%, для них предназначены "синие" и "красные" трассы с уклоном 10°-20° (на отдельных участках - до 30°). Оставшиеся 20% - это опытные лыжники, предпочитающие кататься по "красным" и "черным", а также - по спортивным трассам шириной не менее 20 м с уклоном 20°-30° (на отдельных участках - до 50°). Любители экстремального катания в этих расчетах не учитываются, поскольку предпочитают кататься вне трасс.

Суммарный перепад высот, преодолеваемый в течение дня, составляет менее 2000 м для начинающих лыжников, 2000-4000 м для средних и до 10000 м для опытных. Имеет значение и абсолютная высота трассы над уровнем моря - чем она больше, тем меньше спусков выполняет усредненный лыжник, и тем меньше преодолеваемый им суммарный перепад высот.

Средняя скорость движения (длина трассы, поделенная на время спуска) составляет 20 км/ч для начинающих лыжников и 35 км/ч для средних и опытных, при этом на длинных гладких склонах до 10% лыжников могут двигаться со скоростью 60-70 км/ч. Средняя скорость также зависит и от качества обслуживания трассы, поскольку наличие бугров, проталин или торчащих камней заставляет лыжников двигаться медленнее.

Расстояние между катающимися должно быть не менее 50 м спереди и не менее 10 м с каждой стороны; таким образом, на одного лыжника приходится, как минимум, 500 кв.м трассы. Для определения вместимости трассы (количества одновременно находящихся на ней лыжников) необходимо ее общую площадь разделить на норматив площади (500 кв.м); пропускная способность определяется как вместимость, умноженная на норматив скорости (20 км/ч или 35 км/ч) и поделенная на длину трассы.

Пропускная способность подъемника должна составлять не менее 120% от пропускной способности обслуживаемых им трасс. Это позволяет избежать слишком длинных очередей в утренние часы, когда большая часть лыжников еще не поднялась на гору. Согласно европейским нормам, среднее время ожидания в очереди не должно превышать 12 минут, между тем, именно очереди (и поведение стоящих в них туристов) являются, пожалуй, самым отвратительным явлением на отечественных курортах.

Классификация трасс (по условным цветам или по пятибалльной шкале) зависит не только от объективных параметров (длины, уклона и т.д.), но и от таких трудно оцениваемых факторов, как рельеф, расположение на склоне или особенности освещения. Крупные курорты обычно прибегают к экспертной оценке и сертификации трасс, осуществляемой специалистами одной из международных лыжных организаций. В результате, трасса, достаточно пологая, но узкая и извилистая, как правило, признается более сложной, чем крутая, но широкая. В некоторых случаях сложность склонов сознательно завышают в целях рекламы, и трассы, обозначенные как "черные", на самом деле могут оказаться весьма простыми. Наоборот, некоторые отечественные "красные" трассы оказываются по европейским нормам не только "черными", но и вообще непригодными для любительского катания.

Помимо сложности трассы, эксперты оценивают и ее комфортность. Например, трасса категории ***** при среднем уклоне в 15° должна иметь длину не менее 5000 м, ширину - не менее 50 м; на трассе должны быть предусмотрены расширенные площадки для отдыха (одна площадка на 1000 м), где могут размещаться небольшие киоски, кафе и т.д. Кроме того, комфорт уровня ***** требует наличия Pинформационных указателей и средств оповещения, в непосредственной близости от склона должен находиться пункт медицинской помощи.

Иногда любительские трассы прокладывают по искусственным террасам (полкам), сооружаемым с заранее заданным уклоном. В этом случае лыжники спускаются по образованному полками серпантину, похожему на горную дорогу. В местах переходов с одной полки на другую предусматривают площадки для отдыха, устанавливают скамейки, небольшие кафе, туалеты и прочие элементы курортной инфраструктуры. Края полок защищают сетками и др. безопасными ограждениями, что, во-первых, исключает возможность падения туристов с обрывов, а во-вторых - мешает недостаточно дисциплинированным лыжникам спускаться по склону, многократно пересекая трассу и создавая угрозу другим катающимся.

Отдельная категория склонов для катания - это лыжные парки, т.е. своеобразные стадионы со специально подготовленными трассами различной сложности, хаф-пайпами, трамплинами и т.д. Как правило, лыжные и сноубордные парки располагаются вблизи крупных городов и служат местом отдыха в выходные дни, однако в альпийских странах парковые трассы ничем не уступают обычным. Катание в лыжных парках составляет предмет так называемой "новой школы" - модного молодежного направления любительских горных лыж, предусматривающего прыжки, перевороты, езду по перилам (рэйл-райдинг) и другие трюки, заимствованные из арсенала любителей роликовых коньков.

Крупные лыжные курорты имеют большой штат работников, занятых обслуживанием склонов. Летом со склонов убирают камни, борются с эрозией, высевают траву, следят за разрастанием кустарника; основные зимние работы - это насыпка снега и выравнивание бугров.

Для насыпки снега используют автотранспорт (при наличии подъездных путей) и даже вертолеты, но главное средство поддержания снежного покрова - это Pснежные пушки или снегонасыпные аппараты. Конструкции этих устройств весьма разнообразны: самые простые представляют собой обычные распылители воды, которая, замерзая, оседает на землю мелкой ледяной крупой; более сложные аппараты имеют вентиляторы для создания струи воздуха, в которой распыляется вода. В еще более сложных и мощных пушках воздух не только нагнетается, но и охлаждается за счет резкого расширения, что позволяет насыпать искусственный снег и при теплой погоде (до 2°-3°). Наконец, существуют и сложные снегоподготовительные комплексы, оснащенные морозильными установками для замораживания воды, специальными измельчителями льда и вентиляторами, обеспечивающими подачу ледяной крошки по трубам к множеству установленных на склоне распылительных устройств.

Современные снежные пушки имеют производительность до 100 куб.м снега в час, обычно их устанавливают на полозья и перемещают вдоль обрабатываемых склонов. В местах сужений трасс и на перегибах иногда размещают Pстационарные аппараты, регулярно наращивающие снежный покров. На самых крупных и популярных курортах отдельные участки склонов буквально огорожены рядами небольших пушек, автоматически включающихся через определенные промежутки времени.

Отечественные горные курорты пока редко располагают снегонасыпными устройствами, однако в благоустроенных местах катания вблизи крупных городов (например, в спортивных парках "Волен", "Красное Озеро" и др.) широко используются снежные пушки различных типов. Кое-где для насыпки снега с обочин трасс применяют роторные снегоочистители, предназначенные для расчистки дворов и площадок.

Для предохранения снега от таяния во время оттепелей применяют различные виды "снежного цемента" - порошкообразные химические вещества, которые вступают в реакцию с водой и образуют продукты, охлаждающие поверхность склона. В результате их испарения температура снега понижается на 3°-5° и держится на этом уровне до полного исчерпания реагента. "Снежный цемент" не образует токсичных газов, однако окрашивает снег в желтый или серый цвет, что отпугивает туристов. Поэтому на европейских курортах этот способ сохранения снега применяется лишь в самых крайних случаях.

Уже через несколько часов после сильного снегопада на склонах образуются бугры высотой до 1-1.5 м; чтобы избежать этого, свежий снег укатывают специальными гусеничными тракторами - Pратраками. Это слово происходит от названия французской фирмы "Ra-Track", первой начавшей выпускать такие машины в начале 60-х годов. Ратраки оснащаются бульдозерными отвалами, скреперами и др. навесными орудиями, предназначенными для выравнивания бугров, размельчения крупных комьев плотного снега, разгребания сугробов и т.д. Эти машины легко преодолевают склоны крутизной до 45° и не проваливаются даже в очень пушистый снег, поэтому их используют также для транспортировки грузов, спасательных работ, буксировки лыжников и др.

По европейским нормам, любой склон курорта должен обрабатываться ратраками не реже одного раза в сутки, после снегопада - раз в 2-3 часа. Напротив, на отечественных трассах эта работа выполняется крайне редко, поскольку, например, весь район Приэльбрусья обслуживается четырьмя ратраками, тогда как парк даже среднего европейского курорта насчитывает 15-20 машин.

Ведущий европейский производитель ратраков - австрийская компания "Kossbohrer", кроме того, их выпускают некоторые автомобильные и тракторные фирмы, в т.ч. "Fiat", "Volvo" и др. В 70-е годы в СССР было освоено производство ратраков "Алмат" и "Волк"; об их качестве свидетельствует тот факт, что несколько таких машин до сих пор работают на курортах Словакии и Румынии.

◊ ◊ ◊

В следующем разделе этой главы описываются особенности основных видов снежного покрова.

Читатели, интересующиеся горнолыжной индустрией, могут посетить многочисленные WEB-сайты, посвященные подъемникам, ратракам, снежным пушкам и др.

»идетельствует об ущемлении одного из крупных нервов стопы) - в обоих случаях модель не годится для данного лыжника.

По возможности, следует выбирать ботинки, имеющие регулировку наклона голенища, металлические клипсы, шарниры диаметром не менее 2 см и металлические набойки на передней кромке подошвы - такие модели надежны и долговечны; лыжникам, имеющим нестандартную форму ног ("О"-образные или "Х"-образные), необходимы ботинки с регулируемым поперечным наклоном голенища ("canting"). Женщинам лучше пользоваться специальными моделями, разработанными с учетом строения женской стопы и имеющими маркировку "Lady". Для средних и опытных любителей обычно очень хорошо подходят ботинки, предназначенные для спортивных тренеров, особенно те, которые снабжены переключателем жесткости голенища "катание"/"ходьба" ("ski"/"walk"). Для начинающих лыжников можно рекомендовать различные "мягко-жесткие" варианты с 1-2 клипсами в области голеностопа и системой быстрой шнуровки, обеспечивающей повышенный комфорт.

Некоторые дорогие модели снабжены встроенными нагревателями, однако следует помнить, что эти приспособления предназначены для предварительного разогрева и для сушки ботинок, но не для согревания ног при катании.

Представители фирм и продавцы в магазинах часто расхваливают товар, перечисляя олимпийские медали, якобы завоеванные на данных ботинках, упирают на легкость и эффективность управления лыжами и т.п. Необходимо помнить, что все это относится лишь к области недобросовестной рекламы, поскольку продающиеся в магазинах ботинки никогда не используются участниками Олимпийских игр, а при любительском катании практически все модели (независимо от цены и "сенсационных" конструктивных новаций) обеспечивают примерно одинаковый уровень управления лыжами.

Выбор палок совсем уж несложен: их длина должна быть такой, чтобы верх рукоятки находился на уровне Pнижней точки грудины (примерно 7/10 роста), плюс-минус 5 см. Более длинные палки соответствуют спокойному или скоростному катанию, короткие - активному и резкому. Ремешки на рукоятках (темляки), изготовленные из плотной и жесткой синтетической ленты, должны быть закреплены прочно и надежно, например, с помощью болтов или шурупов диаметром 5-6 мм. Различные устройства, автоматически отделяющие ремешки от палок и освобождающие руки при опасных нагрузках, не только бесполезны, но часто сами представляют опасность. Очень важный элемент - опорные кольца, которые должны быть прочными и большими (8-10 см в диаметре), в противном случае будет сложно кататься по глубокому снегу. Желательно, чтобы конструкция палок допускала замену колец. Отечественный эксперт Е.Кожевникова рекомендует, кроме того, обращать внимание на удобство рукоятки, которая должна плотно охватываться кистью и при этом не скользить.

Многие модели палок имеют рукоятку, слегка отогнутую вперед. Считается, что этот наклон обеспечивает более естественное положение кисти и соответствует требованиям эргономики. В то же время, разницу между прямой и наклонной рукоятками чувствуют лишь некоторые лыжники.

Палки, предназначенные для специального слалома и имеющие на рукоятке эфес, похожий на сабельный, или, тем более, изогнутые палки для скоростного спуска совершенно Pнепригодны для любительского катания. То же самое можно сказать о палках для беговых лыж. Напротив, отечественные алюминиевые горнолыжные палки, выпускавшиеся в 80-90-е годы рядом оборонных предприятий, очень хороши, хотя требуют замены колец и ремешков на рукоятках (помимо прочего, эти палки обладают важным преимуществом - не ломаются).

Выбирая палки, попробуйте слегка погнуть их в руках, если при этом слышно слабое потрескивание, значит, краска держится непрочно и начнет облезать уже через несколько дней. Наконечник (острие) палки должен быть изготовлен из стали, в противном случае он быстро придет в негодность; если наконечник шатается, палки не пригодны для использования. Из последних новшеств можно порекомендовать палки с регулируемой длиной (не путать со складными палками для горного туризма и "бэккантри").

Выбор лыжных креплений еще проще: за исключением детских моделей, рассчитанных на малый вес, абсолютно все крепления, имеющиеся в продаже, имеют одинаковые характеристики при любом уровне любительского катания. Вообще говоря, считается, что при регулировке креплений следует устанавливать на шкале отметку, равную 1/10 веса лыжника (например, отметку "7" при весе 70 кг), и лучше, если нужная отметка будет располагаться в середине шкалы. Кроме того, при выборе следует обращать внимание на прочность конструкции, вес, качество отделки, признаки, свидетельствующие о долговечности. Если позволяют средства, лучше приобретать комплект из креплений и лыж, снабженных соответствующим интерфейсом (встроенными в их конструкцию элементами для монтажа креплений).

Для установки креплений на лыжи без интерфейса лучше всего воспользоваться услугами мастеров, работающих при крупных магазинах, мастерские же вроде "металлоремонта", скорее всего, испортят лыжи. Можно обратиться к более опытным лыжникам или, при наличии элементарных слесарных навыков, установить крепления самостоятельно, пользуясь инструкцией, обязательно входящей в комплект.

Выбирая центровку, т.е. положение креплений относительно центра тяжести лыж, лучше всего руководствоваться метками, в большинстве случаев имеющимися на середине подошвы ботинка и на верхней поверхности лыжи. Почти всегда совмещение этих меток указывает правильное место для расположения креплений (на некоторых моделях лыж отметка соответствует не середине ботинка, а его передней кромке). Опытные лыжники иногда пользуются своими собственными методами, приспособленными к их индивидуальным особенностям, смещают крепления вперед или назад; представители старшего поколения иногда устанавливают их под некоторым углом к продольной оси (диагональная установка практиковалась в 70-80 годы). Однако, если лыжник не имеет никаких специальных запросов, лучше всего устанавливать крепления стандартным способом, тем более что смещение их всего на 1 см вперед или назад может привести к полному изменению поведения лыж.

Перед установкой креплений нужно обязательно удалить заводскую смазку, в противном случае механизм очень скоро окажется забит прилипшей пылью и потеряет надежность.

Многие руководства рекомендуют перед закручиванием шурупов смазывать их машинным маслом, но, на самом деле, этого делать не следует, поскольку нефтепродукты могут воздействовать на некоторые материалы, применяемые в производстве лыж. Мы рекомендуем заливать в каждое отверстие несколько капель эпоксидного клея (именно эпоксидного и никакого другого), что обеспечивает высокую прочность соединения и не дает шурупам разбалтываться (при необходимости, их можно вывинтить, предварительно прогрев, например, электрическим паяльником).

◊ ◊ ◊

В следующем разделе описываются некоторые вопросы подбора другого снаряжения - одежды, перчаток и т.д. Далее приводятся сведения по уходу за снаряжением и его мелкому ремонту.