главная список статей ссылки контакты

− Исторический обзор
» История горных лыж
• Эволюция конструкции лыж
• Эволюция ботинок и креплений
Здоровье лыжника-любителя
Психология лыжника-любителя
Условия катания на лыжах
Техника катания на лыжах
Обучение технике катания
Горнолыжный спорт
Глоссарий





История горных лыж

Об истории изобретения лыж известно немного. Согласно имеющимся данным, приспособления для скольжения (именно скольжения, а не ступания) по снегу появились в 4-3 тыс. до н.э. в обиходе северных племен Европы (скандинавская и беломоро-двинская культуры) и Азии (уральская и нижнеленская культуры), что подтверждается Pархеологическими находками. Поскольку культурный обмен был возможен только между двумя первыми культурами, следует предположить, что независимое изобретение лыж было обусловлено сходными географическими и климатическими условиями.

Некоторое удивление вызывает тот факт, что ни индейцы севера Америки, ни эскимосы, обитающие в сходных условиях, не использовали скользящих лыж, применяя только ступающие лыжи (снегоступы). Аналогичные приспособления использовались и племенами Центральной Европы, однако скольжение по снегу, впервые освоенное северными народами Европы и Азии, оставалось их исконным занятием вплоть до средних веков.

Надо сказать, что этнический состав населения указанных регионов постоянно менялся, с юга приходили новые и новые волны переселенцев, коренное население вытеснялось, уничтожалось или асимилировалось, однако, новые народы перенимали у предшественников некоторые культурные и бытовые традиции, в том числе - Pскольжение на лыжах. Так, предки теперешних шведов и норвежцев, по всей вероятности, пришли на Скандинавский полуостров в конце 2 тыс. до н.э., финнов - лишь в 5-6 вв. н.э.; так же обстояло дело и с народами северной Сибири: например, предки нынешних ненцев и эвенков переселились на север в 1 тыс. до н.э., вытеснив местное коренное население.

С течением времени Pскользящие лыжи распространились и в более южных регионах, в первую очередь - среди жителей лесных местностей. Согласно имеющимся данным, лыжи использовались охотниками и воинами Пскова и Новгорода, начиная с X-XII века, соответствующие упоминания встречаются и в документах XV-XIV веков. Русское слово "лыжа" происходит от древнейшего праславянского корня "лз", от которого также произошли слова "ползать", "скользить", "лизать" и др.

Вот что пишет В.Даль (1860 г.):

"Лыжа - одна из парныхъ дощечекъ, подвязываемыхъ под подошвы для ходу по насту, по окрепшему снегу. Она около двухъ с половиною аршин, съ носка немного вздернута, по середине стремя для ноги, а съ носка идетъ поводокъ для управленiя, когда нужно, руками..."

"Лыжникъ - охотникъ, лесникъ, промышленикъ на лыжахъ; воинъ лыжной рати, зимней пехоты. Въ Сибири лыжники пролагаютъ дорогу, по первозимью..."

Шведский дипломат Я.Палм, наблюдавший в 1608 г. сражение русской лыжной рати с польско-литовскими войсками, отметил в своем донесении отличие русских лыж от применявшихся в Швеции. По его мнению, более длинные и узкие лыжи с просмоленной скользящей поверхностью обеспечивали не только исключительную быстроту передвижения ратников по равнине, но и устойчивость при спусках с поросших лесом холмов.

Как ни странно, лыжи не были известны ни одному из южных горных народов, хотя почти все они издавна пользовались санями, в т.ч. - и для спусков с гор. Так, жители альпийских стран познакомились с лыжами не ранее конца XVIII века; сохранился, например, документ, в котором служащие одной из австро-венгерских таможен докладывали руководству о ввозе в страну "снежных весел", которые они обложили такой же пошлиной, как и обычные.

Любопытно, что в большинстве западноевропейских языков лыжи обозначаются словом "ski", возможно происходящим от прагерманского корня "sk/sch", соответствующего понятиям поверхности, снимания верхнего слоя, скольжения и т.д. Само же слово "ski" происходит, по всей видимости, от скандинавского "skid", что переводится, как "оструганная доска". С другой стороны, почти так же - "Skien" (читается как "Шиен") называются река и порт в норвежском округе Телемарк, откуда, как полагают, лыжи проникли в западную Европу.

Первые официальные лыжные соревнования состоялись в 1767 г. в Холменколлене по приказу наместника короля Дании (Норвегия была в то время частью датского королевства), участники соревновались в своеобразном лыжном кроссе, включавшем длинные спуски. По-видимому, аналогичные соревнования проводились задолго до этой памятной даты, но не имели официального статуса. В книге "Старшей Эдды" (VIII-X вв. н.э.) встречаются упоминания о соревнованиях воинов в катании на лыжах, причем конунг Хадрад, действительно правивший викингами в середине IX века, считал лыжи и атрибутом царской власти. Саамы, населяющие север Скандинавии и Кольский полуостров, с незапамятных времен состязаются в спуске с холмов (на двух лыжах и на одной) в память о мифическом воине и охотнике по имени Тунхо Пок, который, согласно саамским легендам, изобрел лыжи, лодки, сани и т.д.

Американские и скандинавские историки часто утверждают, что современные лыжи были изобретены в Норвегии, иногда даже называют конкретного изобретателя - полулегендарного Сондре Норхайма, жившего в середине XIX века в деревне Овербо, расположенной в долине Моргедаль на плато Телемарк, примерно в 200 км к западу от Кристиании (Осло). Согласно распространенным версиям, С.Норхайм изобрел поворот "телемарк", придумал крепления с фиксированной пяткой, первым сделал лыжи, расширяющиеся от середины к концам и т.д. Известно, что PСондре Норхайм родился в 1825 г. в семье богатого крестьянина, получил неплохое образование, был искусным плотником и кузнецом, в дальнейшем владел фермой, занимался торговлей, избирался в муниципалитет. Как и все жители Телемарка, С.Норхайм был отличным лыжником, регулярно участвовал в соревнованиях по всем лыжным дисциплинам, долгое время оставался местным чемпионом по прыжкам с трамплина. В 1868 г. вместе с несколькими провинциальными спортсменами пришел на лыжах в Иверслоккен (пригород Кристиании) и легко победил в соревнованиях по спуску с горы, продемонстрировав народную технику, поразившую столичных лыжников и названную впоследствии "телемарк". В дальнейшем С.Норхайм много работал над усовершенствованием лыж, неоднократно участвовал в различных соревнованиях и часто побеждал в них, постоянно улучшая технику спуска; примерно с 1870 г. бесплатно тренировал детей. В 1884 г. С.Норхайм, как и многие другие норвежцы, разорился и эмигрировал в Америку, где осел в Северной Дакоте.

Вряд ли С.Норхайм действительно определил форму современных лыж, изобрел пяточный ремень или поворот "телемарк" - скорее всего, все это было известно в горах Скандинавии, Урала и Сибири задолго до него. В то же время, С.Норхайм, по-видимому, был первым, для кого горные лыжи стали делом всей жизни, и кто сумел показать красоту и притягательность спусков с гор тысячам норвежцев и шведов; даже переехав за океан, он привез с собой секреты изготовления лыж и научил американцев пользоваться ими. В Норвегии помнят выдающиеся спортивные достижения С.Норхайма и его роль в развитии и популяризации лыжного спорта: на его родине в Овербо создан мемориальный комплекс, открыт Pпамятник, в национальном лыжном музее имеется специальная экспозиция; о жизни С.Норхайма снято несколько художественных фильмов. Трижды в долине Моргедаль происходила церемония зажжения факела зимних Олимпийских игр.

Норвегия не случайно считается родиной лыжного спорта и отдыха: уже в середине XIX в. здесь существовали лыжные клубы, в марте 1843 года в г. Тромсе состоялись первые любительские соревнования, а 1874 году в Норвегии появился первый в мире общенациональный лыжный клуб. С 1878 года в этой стране регулярно проводятся национальные первенства по всем видам лыжного спорта. Вскоре аналогичные клубы возникли во многих странах Европы: Финляндии (1886), Германии (1891), Австрии (1891), Швеции (1892) и России (1892). Традиционно спортивная, хоть и малоснежная, Британия не могла остаться в стороне, и в 1903 году появилось Британское Королевское лыжное общество. Надо сказать, английские джентльмены прочно освоили Альпы задолго до создания этого общества, согласно сохранившимся сведениям, еще в 1890 г. в Швейцарии имелись "зимние английские пансионы". Становление лыжного спорта совпало по времени с эпохой великих полярных исследований, и в пропаганде горных лыж принимали участие знаменитые путешественники - Ф.Нансен, написавший одну из первых книг о лыжах, Р.Амундсен, Р.Ф.Скотт и др.

В 1895 году отделение Российского Лыжного клуба было открыто в Москве, где уже с 1903 года стали проводиться "альпийские катания" на Колокольной горе (берег р. Неглинки), Рождественском бульваре и в Китай-городе; в катаниях, между прочим, Pучаствовали и барышни. В 1905 году на Воробьевых горах прошли первые показательные выступления московских, петербургских и финских горнолыжников.

Несмотря на позднее знакомство с лыжами, австрийцы внесли огромный вклад в становление горнолыжного спорта. Председатель Австрийского лыжного союза М.Здарски первым выполнил безостановочный спуск длиной около 1.5 км, он же усовершенствовал традиционный поворот плугом, заложив, таким образом, основу знаменитой австрийской школы. По предложению того же М.Здарски австрийцы первыми начали проводить соревнования на специально подготовленных склонах, размечая их деревянными шестами, а позже - цветными флагами. Первые международные соревнования по скоростному спуску были проведены также в Австрии, в 1905 году.

В 1906 году по предложению Германского лыжного клуба был создан Всеевропейский лыжный союз, но уже в 1910 году на заседании в Кристиании он был преобразован в Международную лыжную комиссию, по инициативе которой в 1922 году состоялись первые международные соревнования. В 1924 году была образована Междунродная Федерация лыжного спорта - FIS, три независимых отделения которой ведали лыжными гонками, горнолыжным спортом и прыжками с трамплина. Первые правила соревнований по горным лыжам разработал в 1922 году президент Оксфордского горнолыжного клуба сэр Артур Ланн, в 1926 году они были приняты FIS в качестве всеобщих. Помимо этого, А.Ланн добился регулярного проведения соревнований по слалому и скоростному спуску в Арлберге (Швейцария), получивших название "Кандахар".

С 1930 года FIS регулярно проводит чемпионаты мира, а в 1936 году по инициативе того же А.Ланна, представлявшего Британию в Международном Олимпийском комитете, горнолыжный спорт был включен в программу зимних Олимпийских игр. Наряду с этими мероприятиями, горнолыжники с 1883 г. принимают участие в Холменколленских играх. Кроме того, с 1967 г. лучшим спортсменам сезона присуждается Pкубок Мира, а с 1972 г. - и кубок Европы, считающийся "вторым эшелоном" кубка Мира.

Наибольших успехов на различных соревнованиях ХХ века достигли австрийские спортсмены, занимавшие призовые места чаще представителей других стран, но в некоторые периоды лидировали французские и итальянские горнолыжники. Конкуренция австрийской и французской школ в значительной степени определила развитие горных лыж во второй половине ХХ века, а их слияние привело к выработке современной техники, вобравшей все лучшее. Так, например, сильная и резкая закантовка впервые появилась в австрийской школе, а независимое ведение лыж и использование их отдачи - во французской.

История развития горнолыжного спорта в СССР, к сожалению, была в 90-е годы погребена под ворохом псевдоразоблачений. Сложные чувства вызывают "воспоминания", вроде бы, уважаемых людей о якобы имевшем место запрете горных лыж, о никому не известных чемпионах, репрессированных за участие в Олимпийских играх 1932 года (горнолыжный спорт был включен в Олимпийскую программу лишь через четыре года). Столь же нелепы и противоположные утверждения, будто бы горные лыжи были столь дороги и недоступны, что катались на них лишь высшие партийные чиновники и их дети. Кстати говоря, и сегодня некоторые журналисты и телеведущие обозначают горнолыжный спорт эпитетом "элитарный".

На самом деле, горнолыжный спорт был официально признан "пролетарским" еще в 1918 г., в 1923 г. вместо старого Российского Лыжного клуба открылись лыжные кружки ВсеВОбуча и лыжное отделение только что созданного спортивного общества "Динамо". В том же 1923 г. в Москве на Воробьевых горах прошли первые соревнования по слалому. Дважды, в 1925 и 1929 гг. выходили специальные постановления ЦК ВКП(б) о необходимости развивать виды спорта, имеющие военно-прикладное и хозяйственное значение, в т.ч. Pгорнолыжный спорт и альпинизм. В 1926 г. была организована Всесоюзная секция лыжного спорта, а в 1937 г. из нее выделилась и секция горнолыжного спорта (позже обе Всесоюзных секции были преобразованы в соответствующие федерации). Среди популяризаторов горных лыж можно указать К.Ворошилова, С.Кирова, других партийных и государственных деятелей; некоторые спортсмены-горнолыжники стали впоследствие выдающимися учеными (Р.Беляков, А.Летавет, И.Тамм), конструкторами (К.Воронин, Г.Северин), художниками (В.Абалаков, В.Гиппенрейтер).

Первые всесоюзные соревнования были проведены в 1934 г. в Свердловске, в 1937 г. в программу чемпионатов СССР включен скоростной спуск, в 1946 г. - слалом-гигант. Командование PКрасной Армии учитывало большое прикладное значение горнолыжного спорта, и в 1938 году в Бакуриани открылась альпинистская и лыжная школа РККА (по-видимому, к этому же периоду относятся и первые отечественные книги по горнолыжной технике). В 1943 и 1944 годах ведущие советские горнолыжники отзывались с фронтов для участия в очередных чемпионатах СССР.

В 1948 г. Всесоюзная лыжная федерация вступила в FIS, и в том же году сборная команда СССР впервые участвовала в международных соревнованиях в Холменколлене. В середине 50-х годов отечественные спортсмены под руководством Ю.Преображенского несколько раз выезжали на международные соревнования и неоднократно занимали призовые места. В 1956 году сборная команда СССР приняла участие в Олимпийских играх в Кортина д'Ампеццо, где московская лыжница Е.Сидорова, выступавшая с травмированной ногой, заняла третье место в специальном слаломе. К сожалению, на этом успехи советских горнолыжников надолго прервались - лишь в 70-80-е годы они вновь пробились в мировую элиту и регулярно показывали пусть и не высшие, но стабильно высокие результаты; в 1979 г. сборная команда СССР под руководством Л.Тягачева была признана самой прогрессивной командой мира. Хотя этот подъем закончился вместе с началом печально известной перестройки, тем не менее, и в 90-е годы российские лыжники (особенно - лыжницы) выступали достаточно успешно, часто занимая призовые места.

Любительское движение развивалось параллельно с горнолыжным спортом, на смену "альпийским катаниям" пришел полноценный и массовый вид зимнего Pактивного отдыха. Массовая мода на горные лыжи распространилась по всему миру вскоре после II Мировой войны, и во многих странах стали появляться специализированные лыжные курорты, располагающие оборудованными склонами, подъемниками и соответствующей инфраструктурой. Появились и школы для обучения любителей технике катания на лыжах - сначала для этого использовались методы, заимствованные из спорта, затем были разработаны специальные методики, ориентированные на широкий круг любителей, людей слабо тренированных и не всегда здоровых.

Наконец, в 1951 г. в Цюрихе состоялся I Учредительный съезд принципиально новой международной организации - Международного Союза по обучению горнолыжной технике - INTERSKI. Эта организация осуществляет контроль за развитием любительских горных лыж, оценивает и сертифицирует методики обучения, проводит испытания любительского снаряжения, дает экспертную оценку лыжных курортов. Помимо INTERSKI, в разных странах мира действуют и другие организации, проводящие аналогичную работу на национальном уровне, например, в России - Всероссийская ассоциация горнолыжных инструкторов (ВАГИ).

Несмотря на развитие методической базы, освоение классической горнолыжной техники по сей день остается весьма сложным и требует значительного времени (не менее 4-5 лет). Это обстоятельство вызвало в последнее десятилетие ХХ века кризис любительских горных лыж: молодежь поколения next, не желая тратить время на упражнения, массово предпочла катание на сноуборде, технику которого можно освоить значительно быстрее - за 1-2 года. В спортивной печати появилось множество прогнозов скорого конца и забвения горнолыжного отдыха, кинематограф также не остался в стороне, выбросив в прокат целую серию молодежных фильмов (например, "Лед и пламя"), в которых "хорошие" сноубордисты побеждают "плохих" лыжников-мафиози.

Конец горнолыжного отдыха так и не настал - производители лыж исправили ситуацию, выдвинув на рынок принципиально новый спортивный снаряд - карвинговые лыжи, почти столь же легкие в освоении, как сноуборд, и предназначенные, в первую очередь, для молодежи. Конечно, были и другие причины, способствовавшие сохранению массовости горных лыж, например, значительно более скромные, по сравнению со сноубордом, требования к склонам для катания и состоянию снежного покрова.

В нашей стране внимание, уделяемое организации массового Pгорнолыжного туризма, до самого последнего времени оставалось минимальным. Основные отечественные курорты создавались на базе альпинистских лагерей и санаториев, техническое оснащение которых ни в коей мере не соответствовало новым задачам и, к тому же, почти не развивалось. Так, канатные дороги на г. Чегет построены еще в 60-е годы, сооружение второй очереди кресельной дороги в Кировске было по тем или иным причинам прекращено, а проект горнолыжного курорта в Архызе (Карачаево-Черкессия) вообще остался на бумаге. Более того, некоторые уже построенные горнолыжные базы были в 90-е годы почти забыты - такая судьба, например, постигла комплекс в Новой Губахе (Пермская область), построенный в 70-е годы для проведения соревнований Всесоюзной Спартакиады.

С организацией обучения лыжников-любителей дело обстояло не лучше - в качестве инструкторов, как правило, работали бывшие спортсмены, не имевшие никакой методической или педагогической подготовки. Лишь в 80-е годы усилиями Л.Ремизова были созданы первые полноценные школы инструкторов и гидов-проводников, появились унифицированные методики обучения любительской технике.

Только в начале XXI века отечественные чиновники и бизнесмены начали осознавать, что строительство и эксплуатация горнолыжных курортов могут приносить огромную прибыль (в альпийских странах к аналогичному выводу пришли на 50 лет раньше). С другой стороны, эта сфера бизнеса требует огромных капитальных вложений, например, по предварительным оценкам, для доведения до европейского уровня даже такого достаточно освоенного курорта, как Домбай, необходимо не менее 150 млн. долларов; для Приэльбрусья эта цифра почти вдвое выше.

◊ ◊ ◊

В двух следующих разделах этой главы описываются основные этапы развития конструкций лыж, а также - история эволюции лыжных ботинок и креплений.

Читателям, интересующимся историей горных лыж, следует посетить WEB-сайт "Skiing History", содержащий много интересных материалов и ссылки на другие подобные ресурсы.

»о порекомендовать палки с регулируемой длиной (не путать со складными палками для горного туризма и "бэккантри").

Выбор лыжных креплений еще проще: за исключением детских моделей, рассчитанных на малый вес, абсолютно все крепления, имеющиеся в продаже, имеют одинаковые характеристики при любом уровне любительского катания. Вообще говоря, считается, что при регулировке креплений следует устанавливать на шкале отметку, равную 1/10 веса лыжника (например, отметку "7" при весе 70 кг), и лучше, если нужная отметка будет располагаться в середине шкалы. Кроме того, при выборе следует обращать внимание на прочность конструкции, вес, качество отделки, признаки, свидетельствующие о долговечности. Если позволяют средства, лучше приобретать комплект из креплений и лыж, снабженных соответствующим интерфейсом (встроенными в их конструкцию элементами для монтажа креплений).

Для установки креплений на лыжи без интерфейса лучше всего воспользоваться услугами мастеров, работающих при крупных магазинах, мастерские же вроде "металлоремонта", скорее всего, испортят лыжи. Можно обратиться к более опытным лыжникам или, при наличии элементарных слесарных навыков, установить крепления самостоятельно, пользуясь инструкцией, обязательно входящей в комплект.

Выбирая центровку, т.е. положение креплений относительно центра тяжести лыж, лучше всего руководствоваться метками, в большинстве случаев имеющимися на середине подошвы ботинка и на верхней поверхности лыжи. Почти всегда совмещение этих меток указывает правильное место для расположения креплений (на некоторых моделях лыж отметка соответствует не середине ботинка, а его передней кромке). Опытные лыжники иногда пользуются своими собственными методами, приспособленными к их индивидуальным особенностям, смещают крепления вперед или назад; представители старшего поколения иногда устанавливают их под некоторым углом к продольной оси (диагональная установка практиковалась в 70-80 годы). Однако, если лыжник не имеет никаких специальных запросов, лучше всего устанавливать крепления стандартным способом, тем более что смещение их всего на 1 см вперед или назад может привести к полному изменению поведения лыж.

Перед установкой креплений нужно обязательно удалить заводскую смазку, в противном случае механизм очень скоро окажется забит прилипшей пылью и потеряет надежность.

Многие руководства рекомендуют перед закручиванием шурупов смазывать их машинным маслом, но, на самом деле, этого делать не следует, поскольку нефтепродукты могут воздействовать на некоторые материалы, применяемые в производстве лыж. Мы рекомендуем заливать в каждое отверстие несколько капель эпоксидного клея (именно эпоксидного и никакого другого), что обеспечивает высокую прочность соединения и не дает шурупам разбалтываться (при необходимости, их можно вывинтить, предварительно прогрев, например, электрическим паяльником).

◊ ◊ ◊

В следующем разделе описываются некоторые вопросы подбора другого снаряжения - одежды, перчаток и т.д. Далее приводятся сведения по уходу за снаряжением и его мелкому ремонту.