главная список статей ссылки контакты

Исторический обзор
Здоровье лыжника-любителя
Психология лыжника-любителя
Условия катания на лыжах
− Техника катания на лыжах
− Механика скольжения
− Основы техники
• Техника и стиль
» Лыжные стойки
• Боковое скольжение
Повороты на лыжах
Особые условия катания
Обучение технике катания
Горнолыжный спорт
Глоссарий





Лыжные стойки

Стойка, т.е. положение лыжника во время спуска является основой техники. Не научившись стоять на лыжах, бессмысленно даже приступать к изучению сложных технических элементов. С другой стороны, существуют стойки, уже сами по себе представляющие опасность для лыжника.

Для начала необходимо определить, какие требования мы предъявляем к лыжной стойке. Выше неоднократно подчеркивалось, что лыжник-любитель изучает технику, чтобы, во-первых, получать от спусков максимальное удовольствие, во-вторых, кататься легко и красиво и, в-третьих, обеспечить безопасность себе и окружающим.

Соответственно, лыжная стойка, являющаяся основой техники должна быть:

• удобной и даже комфортной;

• не стесняющей движения;

• устойчивой и безопасной.

Считается, что спуск по прямой - это простейший элемент горных лыж, и это, до некоторой степени, правильно. Прямой спуск - первое, что осваивает начинающий лыжник, но одновременно это и сущность одной из самых сложных и престижных дисциплин горнолыжного спорта - скоростного спуска.

Стойка спуска по прямой индивидуальна, однако, в общем, она похожа на позу боксера, футбольного вратаря или, например, человека, стоящего с газетой в руках в мчащемся автобусе: ноги слегка расставлены и согнуты, спина не напряжена, плечи выдвинуты вперед, руки подняты к груди, но не прижаты к туловищу, центр тяжести проецируется в точку, находящуюся примерно на уровне середины стопы. PТакое положение обеспечивает возможность быстрых действий для поддержания равновесия и не препятствует движениям, необходимым при маневрах. Расстояние между лыжами, называемое также шириной ведения лыж, определятся особенностями телосложения лыжника и его физической подготовкой. Так, худые люди обычно предпочитают держать лыжи несколько уже, полные - шире. Условно различают узкое, среднее и широкое ведения, при которых лыжи находятся на расстоянии:

• узкое - менее ширины стопы;

• среднее - менее длины стопы;

• широкое - более длины стопы.

Очень широкое ведение, при котором расстояние между лыжами превышает ширину плеч, любителями применяется редко, хотя почти все начинающие лыжники время от времени принимают такое положение для поддержания равновесия.

Как правило, во время прямого спуска вес равномерно распределяется между лыжами, но при необходимости лыжник может распределить вес иначе, частично или полностью разгрузить одну из лыж и даже приподнять ее. Упражнение, заключающееся в поочередном Pподнимании ног во время прямого спуска, широко применяется на начальных этапах обучения горнолыжной технике, поскольку позволяет легко освоить необходимые навыки поддержания равновесия.

Катаясь на карвинговых лыжах, начинающие лыжники часто Pсближают колени, чтобы максимально загрузить внутренние канты. Такая поза позволяет избежать рысканья лыж, имеющих малый радиус кривизны, однако мы не рекомендуем пользоваться этим приемом, поскольку разного рода ошибочные позы, освоенные на начальных этапах обучения, быстро входят в привычку и с трудом поддаются исправлению.

Важным условием является Pпропорциональность сгибания: колени, бедра, спина и даже шея лыжника должны принимать равное участие в сгибании или разгибании. Тело должно действовать подобно широко известной Pконструкции, все звенья которой сгибаются и разгибаются в равной степени.

В зависимости от степени сгибания различают высокую, нормальную и низкую стойку; обычно, более Pнизкая стойка соответствует и большему расстоянию между лыжами. Часто употребляется термин основная стойка, обозначающий наиболее усредненную позу - не слишком низкую, но и не высокую, со средним ведением лыж. PЭто положение в большинстве случаев соответствует трем основным требованиям, перечисленным в начале раздела, обеспечивая удобство, свободу и устойчивость.

Все рассмотренные стойки являются равновесными, поскольку центр тяжести лыжника проецируется на уровне середины стопы. При изменении крутизны склона наклон тела меняется по отношению к горизонту, но не относительно лыж; спуск по склону переменной крутизны обычно выглядит так, как будто земную поверхность Pнаклоняют вместе со стоящим на ней лыжником. На пологом склоне стойка приближается к основной, на более крутом - становится низкой и даже очень низкой; затем, выезжая на пологий участок, лыжник вновь распрямляется.

Руки при этом могут занимать разнообразное положение - от поднятых к груди, до слегка разведенных в стороны. Некоторые авторы рекомендуют до некоторой степени вытягивать руки вперед, другие - держать их в таком положении, чтобы кисти находились на краях поля зрения. В любом случае руки не могут быть напряжены или прижаты к бокам, палки должны быть направлены слегка назад, но не зажаты под мышками и не прижаты к бедрам. Даже при очень Pнизкой стойке согнутые руки лыжника не должны опираться локтями на колени или быть прижаты к ним. Любители скоростного катания при поворотах на большой скорости иногда держат палки так, чтобы их кольца скользили по снегу, что позволяет лучше контролировать равновесие.

Важным является требование слегка выдвигать плечи вперед, так, чтобы спина была "круглой" - такое положение предотвращает неосознанное отклонение тела назад и облегчает сохранение стойки при движении по переменному рельефу.

Независимо от положения рук, кисть должна плотно охватывать рукоятку палки, а ремешок (темляк) - огибать кисть, не перекручиваясь и обеспечивая дополнительную Pопору для руки. Для наилучшего контакта длину темляков необходимо регулировать с помощью пряжек, зажимов или регуляторов, предусмотренных в конструкции почти всех моделей палок.

Некоторые лыжники вообще не продевают кисть в темляк и из-за этого иногда теряют палки во время спуска; некоторые, особенно - женщины, держат рукоятку расслабленной кистью или тремя пальцами (как карандаш или ложку), что не дает им возможности в случае необходимости сильно опереться на палку.

Основной стойке не нужно учить специально - любой человек может сам определить ее, сделав несколько движений, напоминающих разминку. Та поза, в которой он окажется в результате, и будет его Pосновной стойкой. Хотя она и является сугубо индивидуальной, все же можно указать некоторые позы, безусловно являющиеся ошибочными.

Наиболее распространена ошибочная "сломанная стойка", при которой ноги распрямлены, а поясница согнута как при поклоне; иногда при этом кисти рук прижимают к бедрам. PЭта поза не отвечает ни одному из требований - она неудобна, неустойчива и сковывает движения.

Другая распространенная ошибка - постоянное отклонение назад с опорой на задники ботинок. При этом спина распрямлена и находится в постоянном напряжении, а руки иногда вытянуты вперед для поддержания равновесия или опущены вниз. PЭто положение так же неудобно и неустойчиво, как предыдущее.

Существуют и другие ошибочные стойки. Все они сопряжены со скованностью, излишним напряжением какой-либо части тела, недостаточной устойчивостью, ощущением дискомфорта и т.д.

В определенных случаях применяются неравновесные стойки, предполагающие смещение центра тяжести вперед или назад. В обоих случаях происходит более интенсивная загрузка задников или носков лыж, вследствие чего изменяется характер их скольжения и сцепления со снегом. Неравновесные стойки не могут быть очень низкими, кроме того, в них отсутствует пропорциональность сгибания разных отделов тела.

Передняя стойка обеспечивает загрузку носков лыж, что бывает необходимо при преодолении неровностей рельефа и плавной регулировки скорости. Как правило, в Pпередней стойке применяют более узкое ведение лыж, чем в равновесной, а плечи еще сильнее выдвигают вперед. Величина смещения вперед определяется лыжными ботинками, причем, в более высокой стойке возможно большее смещение вперед. Для того чтобы еще более загрузить носок, есть только один способ - согнуть спину в пояснице, однако это положение соответствует описанной выше сломанной стойке, неудобной и опасной.

Задняя стойка дает возможность не только разгрузить носки лыж, но даже приподнять их в воздух. Обычно, в Pзадней стойке применяют более широкое ведение лыж, руки также держат широко, а плечи разворачивают. В таком положении можно преодолевать небольшие препятствия, такие, как торчащие из-под снега камни, корни деревьев, лужи. Кроме того, задняя стойка применяется при въезде на бугор. Отличительной ее особенностью является механическая жесткость - нагрузки, возникающие при резком торможении, оказываются направленными вдоль костей бедер лыжника, и для компенсации этих нагрузок не требуются мышечные усилия.

Вместе с тем, задняя стойка сама по себе очень утомительна, и слабо тренированный человек может продержаться в таком положении не более 20-30 секунд. Необоснованное применение задней стойки представляет опасность, поскольку при преодолении положительных перегибов лыжи стремятся выскочить вперед, а падение на спину всегда опасно.

Переход из равновесной стойки в неравновесную (переднюю или заднюю) возможен на любой скорости и при любой крутизне склона. Чаще всего Pизменение стойки используют при движении по склонам переменной крутизны. Передняя стойка необходима для преодоления положительного перегиба (места увеличения крутизны) или начала спуска с вершины большого бугра, т.е. в тех случаях, когда скорость спуска увеличивается. Напротив, задняя стойка позволяет преодолевать места торможения - отрицательные перегибы, выезды на контруклоны или бугры. Опытные лыжники меняют позы автоматически, возвращаясь в равновесную стойку сразу же, как только это возможно.

При движении по более коротким буграм применяется прием, внешне похожий на заднюю стойку, но в действительности не являющийся ею. Поскольку на таких буграх крутизна меняется очень быстро, лыжник, как правило, не успевает принять переднюю или заднюю стойку. Вместо этого при въезде на бугор он подтягивает ноги активным усилием мышц, давление лыж на снег ослабевает, а центр тяжести тела остается практически на одном уровне. После преодоления бугра лыжник опускает ноги, и вновь опирается на снег. Таким образом, он фактически Pперелетает через бугры, стараясь поддерживать давление лыж на снег постоянным.

Таким же образом можно преодолевать большие положительные перегибы, т.е. места, где крутизна склона резко возрастает. Грань перегиба можно рассматривать как вершину пологого бугра. Для мягкого проезда по такому месту нужно заранее плавно перейти в переднюю стойку, за несколько метров до грани перегиба подтянуть ноги, а затем вновь опустить. Применение этого способа позволяет избежать отрыва от снега и полета, в некоторых случаях - нежелательного.

Для спуска под углом к склону (траверса) применяются стойки Pкосого спуска. Их отличительная особенность - закантовка лыж, предотвращающая соскальзывание вниз. Сила сцепления канта со снегом достигает максимальной теоретически возможной величины в том случае, если скользящая поверхность перпендикулярна к склону. Поскольку боковому скольжению препятствует не только эта сила, но и обычное трение, на пологих и средних склонах вполне достаточно такой закантовки, при которой скользящая поверхность лыжи параллельна горизонту. В зависимости от угла между скользящей поверхностью и склоном, различают три варианта закантовки:

• Pсильная закантовка - положение скользящей поверхности от горизонтального до перпендикулярного к склону, используется для предотвращения бокового скольжения лыж;

• Pслабая закантовка - положение скользящей поверхности от плоского (параллельного склону) до горизонтального, используется для управляемого бокового скольжения;

• Pобратная закантовка (отрицательная) - скользящая поверхность повернута в обратную сторону, занимая положение от плоского и далее, используется для начала резаного поворота вниз по склону.

В любом случае, во время косого спуска лыжи опираются на склон в основном кантами, что не может обеспечить должной устойчивости. Поэтому для косого спуска используются стойки, в которых лыжа, расположенная ниже по склону, загружается сильнее. При косых спусках по крутым склонам для увеличения сцепления со снегом используют ангуляцию колена, т.е. его разворот внутрь, что позволяет удерживать скользящую поверхность лыжи под достаточно большими углами к склону. Для выполнения Pэтого приема необходимо верхнюю, менее загруженную, лыжу выдвинуть несколько вперед.

Начинающие лыжники, полагаясь на жесткость своих ботинок, часто расслабляют мышцы, удерживающие голеностоп в нужном положении. Поскольку даже самые жесткие ботинки все же предусматривают некоторую свободу для голеностопного сустава, Pрасслабленная стопа наклоняется (заваливается), в результате чего закантовка остается слабой и не обеспечивает надежной опоры. Между тем, используя ангуляцию колена, можно и без напряжения голеностопа удерживать Pсильную закантовку лыж, поскольку при повороте колена расслабленная стопа заваливается в противоположную сторону.

На очень крутых склонах сцепления одной только нижней лыжи может оказаться недостаточно, и в этом случае необходимо дополнительно загрузить верхнюю лыжу. Это особенно важно для карвинговых лыж, сильный прогиб которых может привести косой спуск к резаному повороту вверх по склону.

Многие опытные лыжники на крутых склонах Pдополнительно разворачивают и наклоняют корпус, что обеспечивает лучшую устойчивость. Такое положение корпуса, называющееся винтовым положением, необходимо, например, для спуска с помощью бокового соскальзывания, в некоторых случаях являющегося единственным способом преодоления слишком сложных участков.

Как правило, при косом спуске используют высокие и низкие равновесные стойки, при которой центр тяжести лыжника проецируется на уровне середины стопы. Однако, в необходимых случаях, например, при преодолении неровностей, может использоваться передняя или задняя стойка с преимущественной загрузкой нижней лыжи. На крутых склонах применять неравновесные стойки не рекомендуется, поскольку это может привести к нарушению сцепления носка или задника лыжи, и, следовательно, к началу соскальзывания одного из концов. Кроме того, в неравновесных стойках сложно использовать ангуляцию колена для увеличения закантовки.

При выполнении поворотов, как резаных, так и классических, стойки похожи на те, что используются для косых спусков: в большинстве случаев преимущественно загружается лыжа, внешняя по отношению к повороту, присутствует закантовка, при необходимости - ангуляция колена внешней ноги или даже обеих ног. Как правило, при выполнении резаных поворотов на карвинговых лыжах используется примерно одинаковая их загрузка и более широкое ведение (примерно на ширине плеч). В некоторых обстоятельствах внешняя лыжа оказывается выше по склону, чем внутренняя; на крутых склонах это требует использования обратной закантовки и приводит к положению лыжника "вниз головой". Как правило, такое состояние соответствует началу поворота вниз по склону и является кратковременным.

Различают фронтально-прямые (прямые) и фронтально-угловые (угловые) стойки поворотов, которые могут быть также высокими и низкими, равновесными и нет. При Pпрямой стойке боковой изгиб (ангуляция) корпуса отсутствует, а линия, проведенная через середину груди и живота, проходит также через середину таза и примерно посередине расстояния между лыжами. Такая стойка, особенно - высокая, обеспечивает очень комфортное катание, например, по мягкому снегу или по целине, часто используется немолодыми или спокойными по характеру лыжниками. Для резаных поворотов прямая стойка не очень удобна, поскольку для сильной закантовки лыжник должен буквально "ложиться" на склон, что может являться причиной падений. Высокая прямая стойка не очень подходит и для выполнения частых сопряженных поворотов, поскольку при переходе из одного поворота в другой верхняя часть тела должна слишком сильно отклоняться в стороны. В то же время, Pнизкая прямая стойка может использоваться и для сопряженных поворотов, выполняемых в достаточно высоком темпе.

Все Pугловые стойки характеризуются наличием ангуляции корпуса, т.е. такого изгиба, при котором линия, проведенная через середину груди и живота, не проходит через середину таза и образует угол с ногами лыжника. Эта стойка используется в большинстве случаев при выполнении поворотов, как на классических, так и на карвинговых лыжах. При сопряжении поворотов верхняя часть тела перемещается незначительно или даже движется по прямой, независимо от выполняемых поворотов, кроме того, Pнизкая угловая стойка обеспечивает наилучшие условия для простой ангуляции колена, т.е. его разворота внутрь.

Как прямые, так и угловые стойки могут быть равновесными, передними или задними, поскольку перемещение центра тяжести является одним из важных элементов управления поворотом. Например, передняя стойка, обеспечивающая сильную загрузку носка лыжи, способствует увеличению крутизны как классического, так и резаного поворотов; крайне передняя или крайне задняя стойки приводят к выходу из резаного поворота. Для катания по глубокому снегу или по целине обычно используют высокие стойки с небольшим Pсмещением назад.

Использование во время поворотов неравновесных фронтально-угловых стоек обычно приводит к более или менее заметному развороту корпуса относительно направления движения, напоминающему винтовое положение при косом спуске. Такая поза обычно называется Pвинтовой стойкой, винто-угловым положением корпуса, в западной литературе - торсионной стойкой. До 70-80-х годов ХХ века винтовое положение считалось очень важным элементом техники Pспециального слалома, поскольку обеспечивало возможность прохождения трассы "впритирку" к флагам. В дальнейшем, с повсеместным внедрением эластичных "кланяющихся" флагов спортсмены почти перестали применять винтовое положение, но в любительской технике этот элемент по-прежнему иногда применяется. Так, при выполнении классических поворотов с энергичной разгрузкой (например, прыжком) почти всегда присутствует некоторый разворот корпуса; такой же разворот бывает полезен в начале поворота вниз по крутому склону.

Кроме того, участники самодеятельных соревнований или просто любители кататься по размеченным трассам обычно не располагают современными эластичными флагами и заменяют их достаточно толстыми деревянными палками, точно такими же, какие использовались в спорте 40 лет назад. Попытка активного прохождения такой трассы в Pсовременной манере, скорее всего, приведет к сильным ушибам, тогда как использование Pвинтового положения позволит их избежать.

◊ ◊ ◊

При первом чтении сайте мы рекомендуем перейти к разделу о боковом скольжении, играющем важную роль при освоении поворотов на лыжах.