В основе классического поворота лежит явление бокового проскальзывания задников лыж, (иногда - и носков), аналогичное заносу автомобиля. Мы уже рассматривали механику свободного скольжения, однако напомним, что поворот с Pпроскальзыванием задников включает две фазы: небольшой начальный разворот лыж по отношению к направлению движения и собственный поворот лыжи, происходящий без специальных усилий. Лыжник может управлять интенсивностью бокового скольжения, Pперемещая центр тяжести и меняя закантовку; если этого не делать, то лыжи достаточно быстро разворачиваются задом наперед и далее двигаются по прямой.
Главное в классическом повороте - точные и четкие движения, иногда - незаметные для постороннего наблюдателя. Использование бокового скольжения тем проще, чем ближе геометрия лыж к классической, т.е. чем меньше радиус кривизны их бокового выреза. Для радикально карвинговых лыж с радиусом менее 15 м классический поворот на снегу средней плотности практически недоступен.
Итак, в первой фазе поворота необходимо развернуть лыжи под небольшим углом к направлению движения. Казалось бы, проще всего выполнить это при помощи плоского разворота стоп, однако такому движению препятствует сцепление лыж со снегом, помноженное на их длину. Выполнить этот элемент, называемый Pбракажем, все же можно - например, на коротких лыжах (именно таким образом катаются маленькие дети), на гладкой плотной поверхности (наст, лед) или же - на высокой скорости. В обычных условиях (длинные лыжи, мягкий снег, средняя скорость) Pбракаж, в принципе, также возможен, если затянуть до предела крепления и если, конечно, хватит сил. Наконец, лыжи можно легко развернуть на Pвершине бугра, когда их концы не касаются снега. Во всех этих случаях лыжи, развернутые на небольшой угол, выходят из неустойчивого равновесия прямолинейного движения и начинают все сильнее разворачиваться, т.е. входят в поворот.
Несмотря на принципиальную возможность, плоский разворот лыж неудобен, поскольку:
• кататься в затянутых креплениях опасно;
• бугры не всегда находятся в нужных местах;
• при плоском развороте стоп корпус лыжника вращается в обратном направлении за счет отдачи.
Другой способ входа в поворот - Pкратковременный упор. Можно приподнять одну лыжу (лучше - внешнюю по отношению к повороту), приставить под небольшим углом и быстро перенести на нее вес, затем поставить рядом вторую лыжу, не загружая ее. Если проделать все эти движения достаточно быстро, то обе лыжи окажутся слегка повернутыми относительно направления движения и начнут самостоятельно разворачиваться. Этот способ весьма прост и удобен, но обладает и некоторыми недостатками:
• для того, чтобы выполнить поворот вниз по склону, необходимо сделать упор верхней лыжей, что на Pкрутых склонах весьма сложно;
• при движении по неровному рельефу упор приводит к резкому и сильному торможению;
• на плотном снегу и льду упор вместо небольшого начального разворота лыж приводит к очень сильному и резкому их развороту;
• прием очень легко усваивается, и в дальнейшем лыжник бессознательно делает упор во всех сложных ситуациях.
Тем не менее, вход в поворот из упора широко используется при обучении начинающих лыжников.
Еще один способ начального разворота лыж - подскок с разворотом их в воздухе, т.е. - Pповорот прыжком. Это движение всегда выполняется достаточно быстро, и, приземляясь на уже развернутые лыжи, лыжник сразу же оказывается во второй фазе поворота. Основным недостатком этого способа является то, что во время подскока легко развернуть лыжи на большой угол и весьма сложно - на малый. Для того чтобы начать поворот прыжком вниз по склону, нужно подпрыгнуть на высоту, тем большую, чем Pкруче склон. Кроме того, при движении по льду подскок, как и упор, приводит к очень сильному развороту лыж.
Наиболее распространенный способ начального разворота лыж - это имитация подскока, иначе называющаяся сгибание-разгибание. Как и при настоящем подскоке, для выполнения этого движения необходимо слегка присесть, согнув колени (сгибание), затем - быстро встать (разгибание), или, как часто говорят, "сделать вид, что подпрыгнул". Сразу же после разгибания давление лыж на снег уменьшается почти до нуля, и именно в этот момент их можно слегка развернуть для Pвхода в поворот. Поскольку лыжи не теряют контакта со снегом, угол разворота легко дозировать. Для успешного входа в поворот с помощью имитации подскока лучше, если разгибание будет направлено перпендикулярно к склону - в этом случае легко начать поворот вниз по склону Pлюбой крутизны. В этом состоит важное преимущество сгибания-разгибания перед реальным подскоком, который всегда направлен почти вертикально.
Но главное преимущество имитации подскока - это возможность легко дозировать эффект, выполняя движение более энергично на мягком снегу и совсем слабо - на плотном насте и льду, что позволяет избежать сильного разворота при любом состоянии снежного покрова. Сущность движения легко понять, проделав простое Pупражнение с куском картона.
Если рассмотреть выполнение описанной выше имитации подскока, то легко заметить, что этот прием, как и реальный подскок, состоит из двух движений: сначала следует сгибание, затем разгибание. Однако каждое из движений уже само по себе обеспечивает уменьшение давления на лыжи, и, следовательно - возможность их начального разворота. Другими словами, вместо сгибания-разгибания лыжник может выполнить только сгибание или только разгибание, что сильно расширяет возможности приема. Если, например, лыжник движется в высокой стойке, то для входа в поворот достаточно резко согнуться, после чего он может поворачивать уже в низкой стойке, и, выполняя разгибание, можно из низкой стойки перейти в высокую.
Движения, обеспечивающие уменьшение давления на лыжи (подскок, сгибание, разгибание и сгибание-разгибание) называют приемами разгрузки лыж; чаще всего они применяются для входа в поворот с боковым проскальзыванием задников, однако те же приемы могут применяться и для загрузки лыж при резаном ведении. При выполнении каждого из них нагрузка на лыжи изменяется по определенному закону:
• Pсгибание - давление уменьшается сразу же после начала движения, затем, в зависимости от скорости сгибания, остается постоянным или продолжает уменьшаться; после завершения сгибания давление быстро нарастает и достигает максимума, затем возвращается к исходному уровню;
• Pразгибание - сразу после начала движения давление нарастет и достигает максимума, после завершения разгибания - быстро падает и достигает минимума, затем возвращается к исходному уровню.
При подскоке и сгибании-разгибании присутствуют обе фазы, причем, если при Pподскоке давление в верхней точке всегда равно нулю, то при Pразгибании, выполняемом менее интенсивно, оно может оставаться достаточно большим.
Для плавного сопряжения поворотов разгрузку можно совместить с моментом Pотдачи лыж, разгибающихся после завершения предыдущего поворота. Этот прием весьма эффективен, если, как это обычно и бывает, лыжник выполняет повороты в некотором более или менее постоянном ритме. Сила отдачи, зависящая от скорости движения, крутизны предыдущего поворота и жесткости лыж, иногда достигает такой величины, что подбрасывает лыжника в воздух. Поэтому при быстром ритмичном спуске использование отдачи позволяет отказаться от использования любых способов разгрузки и выполнять начальный разворот лыж сразу же после отдачи лыж, выходящих из предыдущего поворота.
Имеется еще один прием разгрузки, очень похожий на сгибание - резкое Pподтягивание ног. Если при сгибании ноги просто расслабляют, в результате чего колени сгибаются под тяжестью тела, то подтягивание ног является активным движением и осуществляется усилием подвздошно-поясничных мышц и нижней трети брюшного пресса. Этот прием имеет важную особенность - при четком выполнении он не изменяет стойку: если лыжник входит в поворот, находясь в низкой стойке, то, выполнив разгибание, он переходит в высокую стойку, а после быстрого подтягивания ног - остается в низкой.
Особая разновидность разгрузки - это Pавальман, сочетающий сгибание, подтягивание ног и перенос центра тяжести назад. Последнее обстоятельство позволяет при входе в поворот полностью разгрузить носки лыж и сделать начальный разворот вокруг центра, смещенного к задникам. В результате собственный поворот лыж начинается не с проскальзывания задников, а с их плоского вращения. PЭтот прием, бывший очень популярным в 80-е годы, не потерял своего значения и в наши дни, особенно - при движении по глубокому снегу, неровному рельефу, в других подобных обстоятельствах.
Прямая противоположность авальману - использование конькового шага. Рассмотрим выполнение Pконькового шага при движении по равнине: после каждого отталкивания лыжник скользит на одной лыже, причем в начале скольжения его нога согнута, а затем плавно разгибается. Если разгибание ноги сделать более резким и перпендикулярным к склону, то это движение обеспечит разгрузку лыж - такую же, как и при Pобычном разгибании. Таким образом, для входа в поворот необходимо сделать один коньковый шаг (обычно - в сторону, противоположную повороту), затем, скользя на одной лыже, резко разогнуть ногу - сразу же после завершения разгибания давление на лыжу уменьшится, что позволит выполнить начальный ее разворот.
Упрощенный вариант этого приема - разгибание верхней ноги на Pкрутом склоне. В этом случае момент отталкивания отсутствует, и вместо конькового шага лыжник, двигаясь в косом спуске, просто переносит вес на уже согнутую верхнюю ногу, а затем разгибает ее перпендикулярно к склону.
Еще один похожий прием - это Pбоковой бросок, при котором лыжи остаются параллельными, а отталкивание направлено перпендикулярно к направлению движения. Боковой бросок до недавнего времени использовался почти исключительно спортсменами, однако с некоторых пор нашел применение и в любительском катании.
Помимо резкого броска используется и Pбоковой шаг, выполняемый менее интенсивно. Этот прием близок к рассмотренному выше разгибанию верхней ноги на крутом склоне.
Существуют и другие способы входа в поворот, но мы уже не станем их рассматривать, тем более что некоторые из описанных нами приемов уже достаточно сложны и доступны лишь лыжникам, имеющим некоторый опыт. Это отнюдь не означает, что настоящие асы используют только сложные приемы - напротив, мастерство состоит в том, чтобы суметь выбрать наиболее простой технический элемент из возможных в данных условиях - если, например, при входе в поворот под лыжами как раз оказался бугор, то нужно сделать плоский разворот лыж, описанный в самом начале, и не утруждать себя выполнением разгрузки.
Независимо от способа разгрузки, начальный разворот лыж должен быть очень слабым - не более 5 градусов. В противном случае силы, разворачивающие лыжи, будут настолько велики, что сразу же развернут их если не задом наперед, то перпендикулярно к направлению движения. Слишком сильный начальный разворот лыж является самой распространенной Pошибкой при выполнении классического поворота. Как правило, при резком развороте возникает столь сильное торможение, что лыжник не успевает среагировать и оказывается в неудобной и опасной "сломанной" стойке.
Итак, для успешного входа в классический поворот необходимо, чтобы разгрузка была направлена перпендикулярно к склону, а начальный разворот - минимален. На практике это приводит к тому, что сразу после входа в поворот вниз по склону лыжник оказывается "вниз головой", т.е. внешняя лыжа находится выше внутренней, а ее задник Pпроскальзывает вверх. Если вход в такой поворот выполняется замедленно или вяло, то, скорее всего, это приведет к падению.
Непременным элементом классического поворота является укол палкой, выполняемый перед входом в поворот. В некоторых случаях это движение обеспечивает дополнительную опору, но основное его назначение иное. Все способы начального разворота лыж с предварительной разгрузкой предусматривают столь же незначительный начальный разворот корпуса, вернее - придание ему слабого вращения ("закручивание"), которое, собственно и развернет лыжи в момент наименьшего давления на снег. Для начала вращения корпуса, как и для его прекращения, достаточно очень слабого усилия, и именно этой цели служит укол палкой со стороны планируемого поворота. Подчеркнем: здесь не нужен сильный толчок - достаточно слегка воткнуть палку в снег, и это обеспечит необходимое усилие. В зависимости от способа разгрузки, укол палкой выполняют в разные моменты времени:
• сгибание и подтягивание ног - перед началом движения;
• разгибание - перед завершением движения;
• подскок - перед отрывом лыж от снега;
• сгибание-разгибание - в начале разгибания;
• авальман - перед завершением движения;
• коньковый шаг и боковой бросок - в момент отталкивания, перед началом разгибания ноги.
Укол палкой должен быть направлен вертикально вниз или слегка вперед, при этом палку нужно крепко держать всеми пальцами руки.
Укол палкой не используется только при выполнении поворотов в низкой стойке на Pбольшой скорости, отличающихся отсутствием начального разворота лыж. Вход в такой поворот происходит за счет смещения центра скольжения к краю закантованной лыжи, в результате чего возникает весьма слабая сила, обеспечивающая собственное вращение лыж с проскальзыванием задника.
Как неоднократно подчеркивалось, лыжи, слегка развернутые относительно направления движения, начинают все сильнее разворачиваться под влиянием действующих на них сил. Вращение продолжается до тех пор, пока лыжи не развернутся задом наперед (заметим, что скольжение в этом положении более устойчиво, чем нормальное).
Чтобы этого не произошло, боковым скольжением лыж необходимо управлять, используя следующие технические элементы:
• перенос веса вперед - в результате давление на носок возрастает, и задники лыж соскальзывают быстрее;
• перенос веса назад - давление на носок падает, задники соскальзывают медленнее; при переходе в крайне заднюю стойку носки лыж разгружаются, соскальзывание задников прекращается, и, если лыжи не закантованы, то начинается соскальзывание их носков;
• изменение закантовки - при ее увеличении боковое соскальзывание замедляется, поворот распрямляется; при уменьшении закантовки боковое соскальзывание ускоряется, лыжи разворачиваются сильнее и сильно тормозят;
• изменение стойки - чем выше стойка, тем ближе к центру поворота располагается центр тяжести лыжника, тем меньше центробежная сила и, соответственно, боковое соскальзывание.
Практически все лыжники знают, что во время поворота вес должен быть перенесен на внешнюю лыжу, тогда как внутреннюю можно даже Pприподнять от снега. Вообще говоря, это не обязательно - поворот можно выполнять на двух равномерно загруженных лыжах или даже на одной внутренней лыже, можно также во время поворота переступать с ноги на ногу. Однако рекомендация обязательно переносить вес на внешнюю лыжу имеет глубокий смысл: в этом положении легко управлять соскальзыванием задника, а в случае слишком сильного наклона всегда можно опереться на вторую лыжу и сохранить равновесие. При равномерной загрузке необходимо внимательно следить за одинаковой закантовкой обеих лыж, в противном случае они разъедутся или наоборот - наедут друг на друга. Если же поворот выполняется на одной внутренней лыже, положение лыжника крайне неустойчиво, и в случае заваливания внутрь поворота ему не на что опереться; кроме того, на внутренней лыже невозможна интенсивная закантовка - мешает сильно выступающий край ботинка.
Таким образом, сцепление со снегом обычно обеспечивается закантовкой внешней лыжи. При движении на большой скорости (или по крутому склону) иногда бывает необходимо закантовать лыжу таким образом, чтобы ее скользящая поверхность была почти перпендикулярна к склону. Достичь этого можно лишь использованием ангуляции колена, т.е. разворота и наклона колена внутрь (к склону).
Загрузка внутренней лыжи часто используется Pв конце поворота, выполняемого на крутом склоне или на высокой скорости, поскольку в этих случаях лыжник часто не может дополнительно согнуть или разогнуть внешнюю ногу для сопряжения поворотов.
Другая распространенная рекомендация - выдвигать внутреннюю разгруженную лыжу несколько вперед. Когда-то такое положение лыж, называющееся разножкой, было обязательным, особенно - в Pавстрийской школе, в современной технике разножка уже не является непременным элементом. Тем не менее, мы рекомендуем применять ее, поскольку выдвинутая вперед лыжа помогает сохранить при повороте равновесную или переднюю стойку, не заваливаясь назад. Кроме того, при выдвижении внутренней ноги вперед освобождается место для наклона внутрь колена внешней ноги при выполнении ангуляции.
Имеется еще одна причина использования разножки. Если лыжник не приподнимает во время поворота внутреннюю лыжу, то ее носок, скользя по снегу, испытывает определенное сопротивление, вследствие чего возникают силы, стремящиеся развернуть лыжу. Если лыжник быстро загрузит внутреннюю лыжу (например, для поддержания равновесия или при сопряжении поворотов), то при сильном давлении на носок она может резко уйти в сторону, развернувшись сильнее, чем внешняя; в некоторых случаях это приводит к тому, что задники лыж перекрещиваются. Выдвигая внутреннюю лыжу вперед, можно исключить сильное давление на носок даже при резкой ее загрузке.
Сразу после входа в поворот Pсоскальзывание задников определяется только силами, возникшими в результате начального разворота лыж. Затем к этим силам постепенно прибавляется инерция движения лыжника и вес его тела, в последней трети поворота сумма сил достигает максимума, и для того, чтобы исключить разворот лыж перпендикулярно к направлению движения, необходимо закантовать лыжи значительно сильнее, чем в начале; для усиления закантовки обычно используют ангуляцию колена. Если предполагается завершить поворот, то для лучшего сцепления нужно равномерно загрузить обе лыжи и закантовать их.
Однако при высокой скорости этого оказывается недостаточно, и для увеличения сцепления закантованных лыж необходимо увеличить давление на них. Самый распространенный способ - использование центробежной силы, возрастающей при удалении центра тяжести от центра поворота, т.е. принятие низкой стойки или применение Pангуляции корпуса во фронтально-угловой стойке. Если поворот выполняется в низкой стойке (с ангуляцией или без нее), то в заключительной его фазе давление на лыжи может быть увеличено за счет активного Pвыталкивания ног.
Еще один способ увеличения давления на лыжи - Pподхлест, т.е. энергичный переход из передней стойки в заднюю, вернее - активное выталкивание лыж вперед. В процессе выполнения этого движения нагрузка на лыжи возрастает тем больше, чем ниже стойка лыжника во время поворота, а максимальное давление достигается в тот момент, когда центр давления совпадает с центром движения. Подхлест позволяет резко завершить поворот без излишнего заноса задников, к тому же, это движение может быть объединено с авальманом для входа в следующий поворот. Заметим, что при интенсивном выполнении Pподхлеста носки лыж отрываются от снега, а задники, на которые приходится очень большое давление, прогибаются вверх. В результате создаются условия для направленного скольжения по короткой дуге, соответствующей участку от середины до задника лыжи; этот прием называется резаным ведением задников.
Можно применять Pкомбинированный поворот, начинающийся, как обычно, с разгрузки и начального разворота лыж. Первая треть поворота происходит за счет проскальзывания задников, но уже на второй трети необходимо перейти в низкую стойку, сильно закантовать лыжи и загрузить их, плавно распрямляя ноги - "выжимая лыжи". В результате этих действий возникает непрерывная дуга сцепления кантов со снегом, и лыжи, продолжая поворачивать, переходят к направленному скольжению по этой дуге - начинается резаное ведение. На последней трети поворота прогиб лыж поддерживается уже за счет центробежной силы, инерции движения и силы тяжести.
Чтобы избежать излишнего проскальзывания можно, попросту, не доводить поворот до момента, когда силы, разворачивающие лыжи, достигнут максимума. Это можно сделать, завершая поворот Pконьковым шагом, т.е. резко закантовать внешнюю лыжу и оттолкнувшись от нее, завершить поворот прямолинейным скольжением на одной внутренней лыже. Как в предыдущем случае, коньковый шаг создает условия для входа в следующий поворот (см. описание приемов разгрузки). При желании лыжник вместо немедленного начала следующего поворота может просто приставить вторую лыжу (ту, которой оттолкнулся), перенести на нее вес и двигаться по прямой.
Коньковый шаг предоставляет еще одну интересную возможность - с его помощью можно разбить поворот не несколько частей, разделенных короткими прямыми. Это может оказаться весьма полезным для любителей скоростного катания: пытаясь пройти одной длинной дугой участок склона со сложным рельефом, лыжник не всегда может заранее спланировать траекторию спуска, а разбиение дуги на части позволяет, не снижая скорости, корректировать свой путь Pв процессе поворота.
Коньковый шаг в сочетании с подхлестом часто используют для выполнения очень Pкоротких поворотов. Этот технический прием заимствован из устаревшей спортивной техники, точнее - из техники специального слалома, однако он может быть полезен и при любительском катании, например, при спусках по узким склонам. Для разгрузки лыж при входе в Pэтот поворот лучше всего использовать сгибание или подтягивание ног. Сразу же после начала собственного разворота лыж, сопровождающегося некоторым боковым соскальзыванием, следует активный выход из поворота, обеспечивающий резаное ведение задников - коньковый шаг и выбрасывание лыж вперед.
Еще один способ активного завершения поворота, обеспечивающий условия для входа в следующий - это уже упоминавшиеся выше Pбоковой бросок и выполняемый не столь резко Pбоковой шаг, который, кстати говоря, хорошо сочетается с подхлестом.
Положение тела лыжника относительно лыж различно на разных стадиях поворота, но не зависит от Pкрутизны склона. Это требование является принципиальным и уже указывалось в разделе, посвященном лыжным стойкам: движение по склонам разной крутизны должно выглядеть так, как будто землю наклоняют вместе с лыжником.
◊ ◊ ◊
В следующем разделе рассматриваются способы выполнения резаных поворотов.
|