В основе резаного поворота лежит направленное скольжение лыжи по линии сцепления ее края со снегом; при этом отсутствует боковое проскальзывание как задника, так и носка. Мы уже рассматривали механику направленного скольжения, однако напомним, что резаный поворот включает две фазы: начальный прогиб лыжи до образования непрерывной Pдуги сцепления со снегом и направленное скольжение по этой дуге, продолжающееся до тех пор, пока она непрерывна. Лыжник может управлять кривизной дуги, изменяя загрузку лыж.
Главное в резаном ведении - сильные ("мощные") движения и их плавное связывание между собой; кроме того, необходимо иметь достаточно высокую скорость. Обычно при выполнении резаных поворотов используют более широкое ведение (до ширины плеч), а при катании на радикально карвинговых лыжах - их равномерную загрузку. Кстати говоря, Ж.Жубер считает широкое и независимое ведение лыж основой карвинговой техники.
Резаное ведение лыж любой геометрии позволяет избежать проскальзывания задников и вызванного им торможения. Этот прием довольно просто выполнить при движении по плотному насту или льду, однако чем мягче снег, тем сложнее добиться резаного ведения, и тем меньше его эффективность. На глубоком пушистом снегу резаное ведение вообще невозможно, независимо от того, какие лыжи используются - классические или карвинговые.
Кроме того, чистое резное ведение (без проскальзывания задников, как такового) возможно лишь на ровных склонах или в ложбинах между большими плавными буграми. Отечественный эксперт Г.Дубенецкий вообще не рекомендует использовать эту технику на бугристых или разбитых склонах.
Итак, в первой фазе поворота необходимо прогнуть лыжу таким образом, чтобы ее середина соприкоснулась со снегом, и образовалась непрерывная линия сцепления канта со снегом (точнее будет сказать - линия врезания канта в снег). Если используются достаточно мягкие лыжи, то для получения непрерывной линии достаточно просто закантовать их, наклонив колени - лыжи прогнутся под весом лыжника и Pопишут дугу, примерно соответствующую радиусу кривизны лыж. Для жестких моделей этого обычно недостаточно, и лыжник должен приложить специальные усилия, чтобы увеличить загрузку лыж и прогнуть их надлежащим образом. Кроме того, резаный поворот лучше начинать в низкой стойке с широким ведением лыж - из дальнейшего станет ясно, почему.
При входе в резаный поворот вниз по склону лыжник должен находиться в положении, перпендикулярном к склону, а в некоторых случаях его центр тяжести может быть даже Pсмещен вниз, в сторону центра планируемого поворота.
Для входа в резаный поворот можно использовать упор, который обеспечивает начальный прогиб внешней лыжи под действием инерции движения. Когда лыжник отставляет лыжу в Pположение упора, неизбежно возникает торможение, тем большее, чем больше угол между лыжами. При использовании упора в классической технике инерция движения тела лыжника заставляет проскальзывать задник тормозящей лыжи, если же лыжа закантована и не может проскальзывать, сила инерции вызывает прогиб ее середины и образование дуги сцепления канта со снегом. Сразу после того, как внешняя (отставленная) лыжа войдет в резаный поворот, необходимо быстро приставить внутреннюю лыжу и двигаться по дуге. Описанный прием, конечно, не используется в чистой карвинговой технике, но может применяться для обучения резаному ведению, поскольку дает возможность прочувствовать прогиб лыжи.
Более эффективны другие способы достижения начального прогиба лыжи. При входе в классический поворот, как правило, используют приемы, обеспечивающие разгрузку - сгибание, разгибание и др. Те же самые приемы могут использоваться и для загрузки, поскольку при выполнении каждого из этих движений давление на лыжи изменяется по определенному закону:
• Pразгибание - сразу после начала движения давление нарастает и достигает максимума, после завершения - быстро падает, затем возвращается к исходному уровню;
• Pсгибание - сразу после начала движения давление уменьшается, после завершения - быстро нарастает и достигает максимума, затем возвращается к исходному уровню.
Наибольший интерес представляет сгибание, обеспечивающее максимальную загрузку лыж сразу после своего завершения. Резко согнувшись и зафиксировав эту позу, лыжник может обеспечить (сразу после завершения сгибания) дополнительную загрузку лыж, достаточную для образования непрерывной линии сцепления канта со снегом и последующего направленного скольжения. Уже через короткое время давление вновь уменьшается, однако лыжи уже успевают войти в поворот, и возникает центробежная сила, поддерживающая увеличенное давление. Таким образом, для входа в поворот необходимо резко согнуться и одновременно - сильно закантовать лыжи, Pнаклонив колени внутрь поворота. Отметим, что после выполнения указанных движений лыжник оказывается в низкой стойке, но для сохранения равновесия сразу же начинает плавное разгибание в сторону центра поворота.
Для дополнительной загрузки лыж можно использовать движение, похожее на разгибание - активное Pвыталкивание ног. Если, двигаясь в нижней стойке, резко разогнуть колени, будто бы отталкивая лыжи, давление увеличится, как и при обычном разгибании; если же одновременно с выталкиванием наклонить колени и закантовать лыжи, то они прогнутся и войдут в резаный поворот. Выталкивание должно быть направлено от центра поворота, в случае крутого склона - вверх; в этом случае сразу после Pвхода в поворот внешняя лыжа оказывается выше по склону, чем центр тяжести лыжника.
Выталкивание ног необходимо выполнять резко и энергично, в противном случае получится обычное разгибание, при котором увеличение давления сменяется уменьшением. Выталкивание не обязательно доводить до конца, т.е. до полного распрямления ног - для входа в поворот достаточно резкого начального усилия. Таким образом, если выталкивание сделано резко и не доведено до конца, лыжник остается в низкой стойке, причем его корпус оказывается смещенным к центру поворота.
Вариант выталкивания - Pконьковый шаг. При обычном выполнении этого приема (например, для передвижения по равнине) сразу после отталкивания лыжник переходит на противоположную лыжу и скользит на ней, плавно распрямляя ногу. Однако после отталкивания можно остаться на той же (толчковой) лыже, и она, прогнувшись, войдет в Pрезаный поворот. Как и в предыдущем случае, выталкивание должно быть направлено от центра поворота, на крутых склонах - вверх. Не обязательно доводить разгибание ноги до конца - это позволит остаться в низкой стойке. Описанный прием имеет особенность: после его выполнения центр тяжести лыжника несколько смещается вперед, а корпус отклоняется и разворачивается внутрь поворота.
Как и при классическом повороте, на крутых склонах существует упрощенный вариант конькового шага - Pразгибание загруженной верхней ноги. Как и в предыдущем случае, выталкивание лыжи должно быть направлено от центра поворота, а на крутых склонах - вверх.
Дополнительная загрузка лыж может быть достигнута и за счет использования инерции движения, уже рассмотренной выше при обсуждении резаного поворота из упора. Чтобы достичь прогиба за счет инерции, перед началом резаного поворота можно выполнить вход в классический поворот - разгрузку и небольшой Pначальный разворот лыж. При развороте лыжи на небольшой угол относительно направления движения происходит торможение, при выполнении классического поворота сила инерции стремится еще больше развернуть лыжу и заставляет проскальзывать ее задник. Однако, если сразу же после начального разворота сделать резкую закантовку, возникшая сила прогнет ее в точке наименьшего сцепления со снегом, точно так же, как это происходит при входе в резаный поворот из упора. Таким образом, для начала резаного ведения необходимо выполнить разгрузку (например, сгибание), развернуть лыжи на небольшой угол и сразу же сильно закантовать с использованием ангуляции колена.
Еще более эффективна следующая последовательность движений, также позволяющая начать Pрезаный поворот в низкой стойке:
• сгибание-разгибание или авальман для разгрузки лыж;
• начальный разворот;
• интенсивная закантовка с одновременным сгибанием.
Этот способ редко используется в спорте, поскольку приводит к торможению, но для любительского катания он вполне подходит. Такой вход в резаный поворот чаще применяется на классических лыжах, для которых нужна более сильная загрузка, чем для карвинговых. Во время такого комбинированного движения давление на лыжи изменяется следующим образом:
• увеличивается в начале разгрузки;
• уменьшается после завершения разгрузки (во время начального разворота);
• остается на том же уровне или становится еще меньше в результате сгибания;
• нарастает и достигает максимума, что обеспечивает прогиб лыж для резаного ведения;
• возвращается к исходному уровню.
В результате, давление на лыжи остается низким в течение более длинного промежутка времени, чем при обычной разгрузке, и это затрудняет дозирование начального разворота лыж. Однако в этом случае даже излишне сильное вращение не приводит к быстрому развороту лыж перпендикулярно к направлению движения, поскольку сразу же следует сильная закантовка, вызывающая торможение и интенсивный прогиб. Как и при классическом повороте, сгибание (или разгибание) должно быть направлено перпендикулярно к склону, независимо от его крутизны. В противном случае разгрузка и начальный разворот лыж приведут к очень быстрому и интенсивному развороту с сильным боковым соскальзыванием и торможением.
Для входа в резаный поворот можно с успехом применять Pбоковой бросок, но выполнять его нужно гораздо энергичнее, чем при входе в классический поворот. Перед началом броска необходимо согнуть колени, а затем, резко оттолкнувшись, перепрыгнуть на лыжу, отставленную вбок параллельно направлению движения. Этот прием всегда приводит к резкой загрузке лыжи, на которую переносится вес, кроме того, лыжник во время броска может согнуть ноги и сразу же оказаться в положении низкой стойки. Боковой бросок часто применяется для сопряжения поворотов.
Из сказанного становится ясно, что начальный прогиб лыж может достигаться многими путями, а для входа в резаный и классический повороты можно применять одни и те же движения. Обязательным условием входа в резаный поворот является сильная закантовка, на практике это означает закантовку до критического угла, за которым следует потеря равновесия; иногда говорят: "закантовка на грани падения". Если при классическом повороте большие углы закантовки могут достигаться за счет угловой стойки без риска потери равновесия, то для начала резаного поворота центр тяжести лыжника должен находиться ниже, чтобы обеспечить максимальное давление на лыжи. Использование широкого ведения лыж (расстояние между лыжами более длины стопы) до некоторой степени облегчает сильную закантовку и загрузку.
Другое условие - это высокая торсионная жесткость лыж (сопротивление скручиванию) при продольной мягкости. Если лыжи скручиваются, то их середина не будет иметь сильного сцепления со снегом, если же лыжи слишком жесткие в продольном направлении, то середина просто не сможет прогнуться надлежащим образом.
Наконец, для резаного ведения на плотном снегу или льду необходимо, чтобы канты лыж были острыми, в противном случае недостаточное сцепление со снегом вместо образования непрерывной дуги приведет к проскальзыванию концов лыж.
Кроме того, можно указать правило: чем меньший радиус кривизны имеют лыжи, тем более равномерно они должны быть загружены, и тем большим должно быть расстояние между ними. Так, резаный поворот на радикально карвинговых лыжах обычно выполняют при их одинаковой загрузке, расстояние между лыжами примерно равно ширине плеч. Наоборот, модели, приближающиеся к классическим, требуют выполнения резаного поворота с преимущественной загрузкой одной внешней лыжи, внутренняя же лыжа загружается лишь в последней трети поворота, что обычно сопровождается подхлестом или выжиманием лыж.
Главная сложность при освоении резаного поворота состоит в том, что вход в поворот вниз по склону (сильную закантовку и начальный прогиб) необходимо выполнять "вниз головой", т.е. при отрицательных углах закантовки и с загрузкой лыж, направленной вверх. Если на пологих склонах это обстоятельство может быть мало заметно, то для средних и крутых склонов оно может стать непреодолимым препятствием, поскольку замедленное выполнение необходимых движений, скорее всего, приведет к падению. При высокой скорости вход в такой поворот наиболее просто выполнить с помощью Pбокового броска, направленного вверх, или с использованием Pвыталкивания ног, также направленного вверх.
При всех способах входа в резаный поворот, за исключением конькового шага, отсутствует явление разворота корпуса, поэтому отпадает необходимость компенсировать инерцию вращения с помощью укола палкой. Более того, при использовании только резаного ведения палки, вообще говоря, не нужны. Тем не менее, Pкатание без палок, хотя и имеет сторонников, остается весьма неудобным, поскольку палки нужны отнюдь не только для входа в поворот. С другой стороны, палки не мешают кататься с использованием любой техники, и не совсем понятно, для каких, собственно, занятий лыжнику необходимо освобождать руки.
Большинство лыжников, использующих резаное ведение, имеют палки, хотя и не делают укола при входе в поворот. Если же укол все-таки выполняется, то лучше всего делать его непосредственно перед началом поворота, т.е. перед сгибанием, коньковым шагом, боковым броском и т.д.
После того, как сильно прогнувшиеся закантованные лыжи вошли в зацепление со снегом по всей длине канта, они начинают двигаться вдоль Pобразовавшейся дуги. Сопротивление движению лыж в основном приходится на часть дуги от середины до носка лыжи, а также - на ее задник. Возникающие при этом силы стремятся еще более прогнуть лыжу или вытолкнуть ее кант на поверхность снега. В последнем случае сцепление лыж со снегом исчезнет, они разогнутся, и в результате резаный поворот закончится. Если лыжник не может удержать лыжи в прогнутом состоянии, они также разогнутся, линия сцепления канта со снегом разорвется, и резаный поворот опять-таки закончится.
Чтобы этого не произошло, необходимо на всем протяжении поворота поддерживать не только сильную закантовку, но и увеличенное давление на лыжи. Если для прогибания карвинговых моделей может быть достаточно Pвеса лыжника, то для слабо "приталенных" классических лыж необходимо применять специальные приемы.
Если снег не очень жесткий, для увеличения давления можно выполнять поворот Pна одной лыже. Как правило, используется резаное ведение на внешней к повороту лыже, хотя, в принципе, это может быть и внутренняя лыжа. В последнем случае положение лыжника весьма неустойчиво, а сильной закантовке может помешать выступающий край ботинка. Тем не менее, любителями широко используется прием, похожий на коньковый шаг и заключающийся в переходе во время поворота на Pвнутреннюю лыжу.
На жестком снегу или при высокой скорости ведение поворота на одной лыже не всегда возможно, и при этих обстоятельствах необходимо применять другие способы увеличения загрузки лыж. Проще всего использовать центробежную силу, а для этого необходимо иметь как можно более низкую стойку, поскольку при постоянной скорости величина центробежной силы возрастает при удалении центра тяжести от центра поворота. Другими словами, для удержания лыж в состоянии направленного скольжения по дуге сцепления со снегом необходимо следующее:
• лыжи должны быть сильно закантованы;
• стойка должна быть низкой, лучше - угловой.
Смещение вперед позволяет увеличить сопротивление на отрезке дуги от середины до носка лыжи, что способствует более сильному прогибу. Однако слишком сильный наклон приводит к разгрузке задника, его сцепление со снегом уменьшается, и вместо направленного скольжения по дуге начинается боковое проскальзывание.
Центробежная сила возрастает при уменьшении радиуса поворота, т.е. при увеличении его кривизны, которая, в свою очередь, регулируется закантовкой лыж. Таким образом, для поддержания направленного скольжения лыж можно плавно уменьшать радиус поворота, увеличивая закантовку и смещая центр тяжести вперед. Этот прием эффективен в основном при длинных поворотах на достаточно большой скорости, в случае же крутого короткого поворота попытка еще более увеличить его кривизну приводит к сильному торможению.
Если скорость не столь велика, лыжник может увеличить загрузку лыж, отталкивая их от себя, т.е. плавно разгибая ноги (этот прием обычно называют выжиманием лыж). Понятно, что это возможно только при условии, если при входе в поворот лыжник находится в низкой стойке. Кроме того, разгибание обязательно должно быть плавным, поскольку при энергичном исполнении оно приводит к разгрузке лыж и прекращению резаного ведения. Таким образом, низкая стойка в начале поворота крайне желательна, поскольку обеспечивает как максимальное использование центробежной силы, так и возможность увеличить загрузку лыж за счет разгибания ног.
В последней трети поворота давление на лыжи еще более усиливается за счет инерции движения и силы тяжести. На этом участке сильный прогиб лыж обеспечивается и без специальных усилий лыжника, который, однако, должен поддерживать интенсивную закантовку.
На классических лыжах часто используют Pкомбинированный поворот, начинающийся с разгрузки, начального разворота лыж и проскальзывания задников на первой трети поворота. На второй трети закантовку увеличивают и выполняют загрузку лыж с помощью разгибания или активного выталкивания ног. В результате этих действий возникает непрерывная дуга сцепления кантов со снегом, и лыжи, продолжая поворачивать, переходят к направленному скольжению по этой дуге - начинается резаное ведение. На последней трети поворота прогиб лыж поддерживается за счет центробежной силы, инерции движения и силы тяжести. Для разгрузки может использоваться и отдача лыж, выходящих из предыдущего поворота.
Другими словами, поддерживая закантовку лыж и их прогиб, можно совершать повороты на любой угол. Рассуждая теоретически, использование резаного ведения могло бы позволить двигаться по кругу, если, конечно предположить, что скорость лыжника не уменьшается. На самом деле, лишь в очень редких случаях удается выполнить резаный поворот больше, чем на 160°-180°, поскольку с уменьшением скорости сцепление со снегом ослабевает, лыжи разгибаются и резаное ведение прекращается. При любительском катании, особенно - на классических лыжах, резаные повороты обычно стараются делать как можно более полными - порядка 100°-120°. Такое использование резаного ведения обеспечивает максимальный комфорт и возможность регулирования скорости в широких пределах.
Резаное ведение создает хорошие условия для ускорения во время поворота. Выше, при описании механики скольжения лыж мы рассмотрели теоретические основы этого явления и выяснили, что для ускорения за счет центробежной силы необходимо начать поворот в высокой стойке, а затем перейти в более низкую, удаляя центр тяжести от центра поворота. Такая последовательность действий может привести к разгрузке лыж, их разгибанию и выходу из поворота, поэтому переход в более низкую стойку возможен либо сразу же после входа в поворот (с начальным разворотом лыж), либо в той точке, где дуга поворота пересекается с первоначальным направлением движения центра тяжести лыжника (во многих случаях такая точка может вообще отсутствовать).
Выход из резаного поворота не требует никаких специальных действий - достаточно просто раскантовать лыжи или разгрузить их любым подходящим способом. При резкой раскантовке лыжи разгибаются, и их отдача, зависящая от скорости, радиуса поворота и собственной жесткости, может даже подбросить лыжника в воздух. Использование отдачи позволяет плавно сопрягать повороты, причем этот прием особенно эффективен, если лыжник выполняет движения в некотором постоянном ритме.
Как и в случае классического поворота, положение тела лыжника относительно лыж различно на разных стадиях поворота, но не зависит от Pкрутизны склона. Это требование уже указывалось в разделе, посвященном лыжным стойкам: движение по склонам разной крутизны должно выглядеть так, как будто землю наклоняют вместе с лыжником.
◊ ◊ ◊
В следующем разделе рассматриваются общие вопросы сопряжения поворотов.
|