главная список статей ссылки контакты

Исторический обзор
Здоровье лыжника-любителя
Психология лыжника-любителя
Условия катания на лыжах
Техника катания на лыжах
− Обучение технике катания
» Введение в методику
Практические методики
• Принципиальные ошибки
• Физическая подготовка
Горнолыжный спорт
Глоссарий


Нам помогают https://vyvoz-musora-peterburg.ru требования к площадке для установки контейнера.





Введение в методику

Важной особенностью горных лыж, как спортивных, так и любительских, является сложность движений и их специфичность, т.е. отсутствие в обычной жизни. Это обстоятельство делает обучение горнолыжной технике весьма сложным и ответственным процессом, успех которого в равной мере зависит от квалификации инструктора и настойчивости обучаемого им лыжника. При самостоятельном изучении техники катания задача еще более усложняется: согласно распространенному мнению, научиться более или менее прилично кататься на лыжах - по сложности то же самое, что освоить вождение автомобиля по московским улицам.

Вообще говоря, освоение специфичных и редко встречающихся движений является важнейшей частью обучения не только горнолыжной технике, но и многим другим занятиям. Цель этого процесса - сделать инструмент (лыжи, арфу, самолет и т.д.) столь же естественным и незаметным, как любая часть тела. Достигнув такого единения, человек, наряду с привычными ходьбой, бегом и т.д., приобретает еще одну способность, в данном случае - скользить на лыжах по снегу. Цель же любой методики - сделать процесс обучения как можно более быстрым и эффективным.

Далеко не всегда имеется необходимость в каком-либо специальном обучении. Так, дети, катающиеся большими компаниями, учатся, наблюдая друг за другом и за окружающими, причем процесс обучения, являющийся игрой, представляет для них не меньшую ценность, чем ожидаемый результат - хорошие технические навыки. Надо отметить, что, как правило, и этот результат достигается: почти все, выросшие по соседству с горнолыжными базами - как мужчины, так и женщины - показывают безукоризненную технику даже после многолетних перерывов в катании.

Есть и другие случаи спонтанного обучения - оно характерно, например, для детей, катающихся за своими родителями. То же самое возможно и для отдыхающих на горном курорте молодых супругов, один из которых уже умеет кататься на лыжах: его партнер (разумеется, при наличии ясного желания) может освоить основные технические приемы, просто постоянно находясь рядом и пытаясь повторять движения. Как показывает практика, в этом случае специальное, но не квалифицированное обучение иногда оказывается не только бесполезным, но и вредным.

При подготовке горнолыжников-спортсменов на первый план выступает единственное требование - научиться стабильно показывать высокие результаты, т.е. уверенно проходить трассу на максимальной скорости. Чтобы достичь этой цели, спортсмен должен быть физически силен, обладать волей и трудолюбием - соответственно, все методы подготовки спортсменов предполагают наличие этих качеств.

Приведем пример простой методики, которая вполне пригодна для начальной подготовки спортсменов. Процесс обучения рассчитан на 30-40 дней и состоит в ежедневном многократном повторении единственного упражнения - Pповорота прыжком с интенсивной закантовкой. Сначала выполняются единичные повороты на склоне средней крутизны, затем Pсерии сопряженных поворотов. Крутизна склона и длина серий постепенно увеличиваются, уже через несколько дней занятия проводят на размеченной флагами трассе; перед лыжником ставится единственная задача - пройти трассу на максимальной скорости.

Такой подход позволяет быстро перейти к резаному ведению лыж и использованию Pбокового броска для сопряжения поворотов.

У лыжника-любителя иные задачи, чем у спортсмена: как неоднократно говорилось выше, любитель должен кататься с удовольствием, красиво и безопасно. Поскольку изучение техники, безусловно, является частью катания, то методика обучения любителей должна отвечать некоторым специфическим требованиям:

• длительность обучения - не более 15 дней, желательна возможность прерывать занятия;

• упражнения не могут быть однообразными, слишком тяжелыми или связанными с опасностью;

• методика в целом не должна предполагать наличие у начинающего лыжника высокого уровня физической или морально-волевой подготовленности;

• желательно, если в процессе обучения создаются предпосылки для дальнейшего самостоятельного совершенствования техники.

Существует большое количество методик обучения любителей, в той или иной мере отвечающих приведенным выше требованиям. Некоторые из них официально признаны, например, INTERSKI или иными организациями, другие имеют ограниченное использование. На этом сайте приводятся описания нескольких различных методик, хорошо себя зарекомендовавших и имеющих определенные особенности.

По нашим подсчетам, можно найти не менее десятка одних только общих подходов к обучению, которые могут быть положены в основу множества оригинальных методик. Например, очень хорошие результаты достигаются при использовании односторонней радиосвязи, позволяющей инструктору давать указания и советы непосредственно во время спуска - для этого может использоваться полицейский радионаушник, спикерфон мобильного телефона, даже детский радиотелефон с радиусом действия 200-300 м. Не менее интересный подход - это заимствованная из восточных гимнастик и единоборств концепция като, т.е. освоение сложных последовательностей движений сначала в медленном, а затем в увеличивающемся темпе.

Необходимо подчеркнуть, что обучение катанию на лыжах является творческим процессом, успешность которого зависит от квалификации инструктора, его способности подобрать адекватный метод обучения и наличия у ученика ясного желания освоить технику. С другой стороны, недостаточный учет инструктором особенностей характера ученика может не только затруднить обучение, но и сделать его невозможным. По-видимому, именно в этом кроется причина частых неудач родителей или супругов, пытающихся самостоятельно обучать катанию на лыжах своих близких.

Вообще говоря, не каждый профессиональный педагог возьмется учить чему-либо своего ребенка или, например, жену. Вспомним: в 2000 г. один из судов США рассматривал дело мужчины, который обучал свою девушку управлять автомобилем и при этом настолько вышел из себя, что задушил несчастную прямо за рулем. Иногда, наблюдая за действиями лыжников, объясняющих какие-то технические приемы женщинам или детям, невольно думаешь, что на склоне вот-вот произойдет подобная трагедия. Подчеркнем особо: учить горным лыжам своих родных или близких крайне нежелательно - это не только малоэффективно, но, к тому же, может серьезно испортить отношения. При любой возможности следует обращаться к услугам платных инструкторов, владеющих необходимыми методическими и педагогическими знаниями.

При обучении детей и подростков до 12-14 лет имеются некоторые дополнительные сложности, обусловленные особенностями детской психики. Вместе с тем, свойственные детскому возрасту гибкость, большая удельная физическая сила (на килограмм веса тела) и высокая способность к подражанию позволяют, при использовании специальных приемов, достичь очень быстрого и эффективного обучения. Большинство инструкторов, часто занимающихся с детьми, указывают необходимость постоянной демонстрации движений, сопровождающейся минимумом словесных объяснений. Кроме того, очень хорошие результаты достигаются при занятиях с группой детей примерно одинакового возраста, соревнующихся между собой.

Независимо от подхода к обучению, необходимо помнить, что освоение любых приемов управления лыжами возможно лишь при условии, что лыжник умеет "стоять на лыжах", т.е., как минимум, сохранять продольное и поперечное равновесие при движении по пологому склону на небольшой скорости. Соответственно, любая методика должна предусматривать первоначальную выработку этих навыков. Наиболее распространенный способ освоения равновесия на лыжах - выполнение прямых спусков с изменением стойки, поочередным Pподниманием ног и скольжением на одной лыже. Лишь приобретя указанные навыки, можно переходить к дальнейшим этапам.

Еще один элемент, который обязательно должен быть освоен в начале обучения - это закантовка лыж, желательно - с использованием Pангуляции колена. Без доведенного до автоматизма навыка закантовки невозможно изучить ни один прием управления лыжами - ни классическими, ни, тем более, карвинговыми. Именно поэтому любая методика должна включать косые спуски по склонам разной крутизны и с различным состоянием снежного покрова - от мягкого снега до льда.

Кроме того, для эффективного освоения техники необходимо избавиться от излишнего напряжения - как физического, так и психического. Здесь может пригодиться замечательный совет Жан-Клода Кили: "Выходя на склон - улыбайтесь!". Эта рекомендация проверена несколькими поколениями лыжников-любителей, и ее действенность не вызывает сомнений. Наоборот, излишне серьезное и сосредоточенное выражение лица лыжника показывает, что он настроен на борьбу с лыжами, а не на слияние с ними, и вряд ли быстро достигнет успехов.

Как показывает практика, на начальном этапе обучения достаточно освоить какой-либо один универсальный прием, например, поворот (классический, резаный, прыжком, переступанием и т.д.), но обязательно довести его выполнение до автоматизма. В дальнейшем начинающий лыжник может обучаться самостоятельно, основываясь на прочно усвоенных навыках.

Немаловажным представляется вопрос о том, как подойти к самостоятельному совершенствованию уже освоенных технических приемов. Понятно, что самое главное - это как можно больше кататься на лыжах и, по возможности, выезжать в горы. Кроме того, при наличии азарта, желательно участвовать в любительских соревнованиях по слалому-гиганту и специальному слалому или, хотя бы, кататься по размеченным трассам. Наконец, следует наблюдать за другими лыжниками, анализировать допущенные ими ошибки, пытаться представлять мышечные ощущения, сопутствующие тем или иным техническим приемам.

Для совершенствования техники очень важно разнообразие условий катания, поэтому начинающим лыжникам не следует избегать спусков по льду, глубокому снегу, по склонам разной крутизны (конечно, при этом необходимо соблюдать известную осторожность). Длинные спуски по прямой помогают вносить в катание дополнительное разнообразие и способствуют избавлению от страха скорости, которая, как известно, перестает расти после первых 400 м.

Еще одно условие успешного освоения техники - поддержание хорошей физической формы, особенно - в межсезонье. Для лыжников, катающихся 2-3 года, очень важно восстановить перед началом сезона память о специфических ощущениях, связанных с ношением лыжных ботинок, сохранением равновесия, разгрузкой и загрузкой лыж. Выполнение в осенний период короткой серии таких тренировок в домашних условиях значительно облегчает адаптацию на снегу.

К сожалению, ошибки, допущенные на начальных этапах обучения и вовремя не исправленные, могут сильно затруднить дальнейшее совершенствование. На этом сайте имеется специальный раздел, в котором рассматриваются наиболее типичные проблемы такого рода и приводятся рекомендации по их разрешению.

◊ ◊ ◊

При первом чтении сайта мы рекомендуем перейти к описанию традиционной методики обучения. Кроме того, в специальном разделе приводятся рекомендации по организации физической подготовки лыжника-любителя.

Читатели, интересующиеся различными вопросами, связанными с обучением горнолыжной технике, могут также посетить WEB-сайты:

• ВАГИ

• Вставай на лыжи!

• Клуб Л.Тягачева

• Любительская Лига Федерации

• Российская Горнолыжная Школа

• Справочник горнолыжника

• Тренер Ю.Преображенский

• Учебный центр ФГСС

• Союз инструкторов

• Школа Логиновых