главная список статей ссылки контакты

Исторический обзор
Здоровье лыжника-любителя
Психология лыжника-любителя
Условия катания на лыжах
Техника катания на лыжах
− Обучение технике катания
− Введение в методику
− Практические методики
• Традиционная методика
» Финская методика
• Ускоренная методика
• Петербургская методика
• Принципиальные ошибки
• Физическая подготовка
Горнолыжный спорт
Глоссарий





Финская методика

Методика, которую мы условно называем "финской", распространена в скандинавских странах, в частности - в Финляндии. Основная особенность этой методики - непосредственное изучение поворота на параллельных лыжах, минуя плуг и упор, что определяет ее основные достоинства:

• быстрое освоение полностью самостоятельного катания на пологих склонах;

• создание предпосылок для дальнейшего изучения элементов спортивной техники и резаного ведения;

• методика может быть легко модифицирована для непосредственного изучения резаного ведения.

В то же время, "финская" методика имеет существенный недостаток, поскольку предъявляет повышенные требования к уровню физической подготовки и координации движений. Так, она хорошо себя зарекомендовала при обучении подростков и молодежи, однако малоэффективна для пожилых и физически слабых лиц. Кроме того, большая часть занятий проводится на пологих склонах, при переходе же на более крутые начинающий лыжник может испытывать значительные трудности.

Весь курс занимает 7-10 дней, и делится на отдельные темы, примерная продолжительность изучения каждой темы приводится в скобках. Как и для других методик, в начале каждого занятия целесообразно повторить по 1-2 раза все ранее изученные упражнения.

Тема 1 (2 дня)

Изучаются способы передвижения на горных лыжах по равнине.

1. Передвижение шагом с одновременным отталкиванием палками - необходимо для привыкания к ощущению жесткой фиксации пяток.

Задача: добиться автоматизма при координации движений рук и ног, отталкивание обеими палкой должно совпадать с отталкиванием какой либо одной ногой, следующий шаг выполняется без отталкивания.

2. Поворот на месте Pпереступанием - необходимо для изучения равновесия на одной лыже. Лыжник принимает равновесную стойку и быстро переступает, разворачиваясь на 360° в одну, а затем - в другую сторону.

Задача: добиться автоматизма при переступании лыжами, исключая перекрещивание их задников. Стойка должна оставаться равновесной и свободной с примерно постоянным положением рук; необходимо следить за Pпропорциональностью сгибания всех частей тела и отсутствием излишнего напряжения в любой из них.

Многократно повторяя упражнение, необходимо постепенно увеличивать темп переступания; при занятиях с детьми можно проводить соревнования на скорость выполнения полного разворота.

3. Передвижение Pконьковым шагом - необходимо для усовершенствования равновесия на одной лыже и изучения закантовки. Лыжник передвигается по широкой ровной дороге или площадке, покрытой плотным настом, резко отталкиваясь закантованной лыжей и одновременно двумя палками. Скольжение после отталкивания должно быть как можно более длительным. Для увеличения эффективности отталкивания можно использовать закантовку с небольшой ангуляцией колена.

Задача: выработать навык уверенного скольжения на одной лыже и сохранения равновесия в таком положении. Стойка во время скольжения должна быть равновесной с пропорциональным сгибанием тела, руки сохраняют примерно постоянное свободное положение. Необходимо следить, чтобы при отталкивании лыжи не проскальзывали назад из-за недостаточной закантовки.

Для лучшего освоения закантовки можно выполнять это упражнение на площадках с разным состоянием снежного покрова (от мягкого снега до льда), можно также попытаться двигаться коньковым шагом вверх по пологим склонам.

При изучении этой темы могут выполняться и другие упражнения, способствующие привыканию к лыжам, например, передвижение по прямой с одновременным Pотталкиванием палками, поворот на месте прыжком, подъем лесенкой по крутым склонам и др.

Наиболее распространенные ошибки - перекрещивание задников лыж и их наезд друг на друга, а также опускание рук при перешагивании или отталкивании.

Тема 2 (2 дня)

Изучаются способы спуска по пологим склонам и простейшие приемы управления лыжами. Вначале упражнения выполняются на очень пологих склонах крутизной до 3°-5°, имеющих горизонтальный участок для естественной остановки, затем - на склонах крутизной до 10°.

1. Прямой спуск по очень пологому склону с естественной остановкой в конце - необходимо для привыкания к Pосновной стойке спуска. Лыжник стартует с ровной площадки, оттолкнувшись палками, принимает основную стойку и сохраняет ее до полной остановки в конце склона.

Задача: добиться автоматизма при принятии равновесной стойки с пропорциональным сгибанием тела и свободным положением рук. Лыжи находятся на расстоянии 15-25 см, их отклонение от направления движения или "рыскание" в данном случае не являются ошибкой. Палки направлены под углом назад, они не должны быть прижаты к корпусу или к бедрам, зажаты под мышками.

Необходимо следить за пропорциональностью сгибания тела, отсутствием излишнего напряжения и плавностью поглощения толчков при преодолении лыжником небольших неровностей.

Упражнение можно дополнить изменением высоты стойки, т.е. приседанием и вставанием во время спуска. При занятиях с детьми можно также выполнять подскоки, следя за тем, чтобы приземления были мягкими и бесшумными (без хлопанья лыжами об снег).

2. Прямой спуск с попеременным Pподниманием ног - необходимо для изучения равновесия на лыжах. Лыжник стартует с ровной площадки, оттолкнувшись палками, принимает основную стойку и движется, поочередно приподнимая лыжи. Цикл подъема и опускания ноги составляет 3-5 сек., лыжа поднимается сначала на 10-15 см, в дальнейшем - на 50-70 см.

Задача: добиться уверенного сохранения равновесия при скольжении на одной лыже. При подъеме и опускании ноги должна сохраняться равновесная стойка с более или менее постоянным положением рук.

При занятиях с детьми можно выполнять это упражнение на размеченной трассе, так, чтобы поднимание ноги служило для перешагивания через лежащий на снегу флаг.

3. Поворот переступанием - необходимо для освоения Pпростейшего способа поворота и остановки. Лыжник стартует с ровной площадки, оттолкнувшись двумя палками, и принимает основную стойку; через 3-5 сек он начинает переступать, выполняя поворот к склону, переходит в косой спуск и останавливается.

Задача: добиться уверенного и четкого выполнения переступания при повороте на 90°-100°, необходимого для остановки. При многократном повторении упражнения необходимо добиться того, чтобы скольжение на внутренней к повороту лыже было как можно менее длительным - лыжник должен сразу же приставить вторую (внешнюю) лыжу, перенести на нее вес и выполнить следующий шаг. Необходимо следить, чтобы лыжи после каждого перешагивания оказывались параллельными, и их носки ни в коем случае не сближались, т.е. исключить положение плуга.

4. Серия поворотов переступанием в одну и другую стороны - необходимо для дальнейшего совершенствования приобретенных ранее навыков. Лыжник стартует с ровной площадки, оттолкнувшись двумя палками, и принимает основную стойку; через 3-5 сек он начинает Pповорот переступанием, переходит в косой спуск и через 3-5 сек выполняет поворот в противоположную сторону.

Задача: добиться четкого выполнения переступания и как можно более кратковременного скольжения на внутренней лыже. Стойка должна оставаться строго равновесной с постоянным положением рук, все движения при переступании должны быть быстрыми, но плавными. Необходимо следить за параллельностью лыж после каждого перешагивания и исключить положение плуга.

Наиболее распространенная ошибка - Pсломанная стойка или столь же нежелательное положение положение с Pнапряженной спиной, a также - опускание рук во время переступания. В некоторых случаях при переступании лыжник смещается назад, что сильно затрудняет быстрый перенос веса с лыжи на лыжу и часто приводит к падениям.

После освоения поворотов переступанием можно организовывать соревнования начинающих лыжников - спуски по размеченным флагами трассам с учетом времени. Трасса устраивается на склоне крутизной 5°-10°, она должна быть очень закрытой и предусматривать повороты на 120°-150°, расстояние между воротами составляет 15-20 м. Участники могут применять для увеличения скорости отталкивание палками или коньковый шаг, но не должны допускать сближения носков лыж (положения плуга).

Этот метод позволяет внести разнообразие в процесс обучения и элемент азарта, необходимый при обучении подростков и молодежи. Кроме того, такие соревнования позволяют отвлечь внимание от выполнения движений и добиться большей степени автоматизма при перешагивании.

Тема 3 (3 дня)

Изучается поворот на параллельных лыжах с проскальзыванием задников.

1. Серия поворотов переступанием с проскальзыванием задника внешней лыжи. Лыжник выполняет Pповорот переступанием, стараясь добиться как можно менее длительного скольжения на внутренней лыже. При этом его движение напоминает перепрыгивание боком с одной ноги на другую: отставив внутреннюю лыжу, необходимо перенести на нее вес, как можно быстрее приставить внешнюю лыжу и сразу же перенести вес на нее. Таким образом, вместо скольжения на внутренней лыже применяется лишь кратковременная опора.

Во время скольжения на внешней лыже лыжник слегка раскантовывает ее и переносит вес несколько вперед, что обеспечивает небольшое проскальзывание задника. Затем следует закантовка, прекращающая проскальзывание, и новое переступание с кратковременной опорой на внутреннюю лыжу.

Задача: добиться автоматизма при выполнении короткого проскальзывания и следующей за ним закантовки. Необходимо следить, чтобы между проскальзыванием задника и переступанием на внутреннюю лыжу обязательно имелась короткая закантовка, т.е. чтобы переступание на внутреннюю лыжу происходило без проскальзывания, так же, как при коньковом шаге.

Проскальзывание задника внешней лыжи не должно приводить к быстрому развороту, необходимо следить за его равномерностью (след проскальзывающей внешней лыжи должен представлять собой узкий полумесяц без изгибов и изломов).

При многократном повторении упражнения необходимо добиваться уменьшения количества переступаний; кривизна поворота должна обеспечиваться увеличением длительности соскальзывания (движения по дуге), но без резких разворотов лыж.

2. Поворот на параллельных лыжах с единственным переступанием - необходимо для перехода от переступания к проскальзыванию задника при повороте на параллельных лыжах. Лыжник начинает косой спуск в основной стойке, через 3-5 сек он выполняет переступание на одну лыжу и сразу же - на другую (кратковременная опора на внутреннюю лыжу), затем следует движение на Pвнешней лыже с проскальзыванием ее задника.

Задача: добиться плавного и равномерного проскальзывания задника внешней лыжи. Необходимо следить, чтобы дуга поворота была плавной и длинной, не допускать резкого разворота внешней лыжи на месте.

При многократном повторении упражнения следует делать повороты разной кривизны, что позволяет изучить управление проскальзыванием задника изменением закантовки внешней лыжи.

3. Серия поворотов на параллельных лыжах с единственным переступанием - заключительное упражнение методики.

Задача: добиться автоматизма при выполнении поворотов после кратковременной опоры на внутреннюю лыжу. Необходимо также следить за плавностью проскальзывания задника.

На этом этапе целесообразно использовать так называемую P"узкую" трассу, представляющую собой извилистый коридор шириной 1.5-2 м, отмеченный невысокими флагами через каждые 1-1.5 м (длина поворотов трассы - 15-20 м). При спуске по "узкой" трассе лыжник должен выполнять как можно более плавные и длинные повороты, стараясь держаться строго посередине.

Наиболее распространенная ошибка - слишком Pрезкий разворот внешней лыжи из-за слабой закантовки внешней лыжи. Кроме того, необходимо полностью исключить положение плуга или упора. Лучше всего, если на всех стадиях поворота носки лыж будут слегка разведены.

Освоенный поворот с кратковременной опорой на внутреннюю лыжу, обеспечивает хорошую основу для дальнейшего освоения сопряжения поворотов с помощью Pконькового шага, столь же легко перейти к освоению Pбокового броска. Для того чтобы избежать слишком длительных траверсов между поворотами, целесообразно проводить соревнования начинающих лыжников, постепенно увеличивая крутизну склона и уменьшая расстояние между воротами трассы.

"Финская" методика может быть модифицирована для обучения катанию на карвинговых лыжах.

• Изучение поворота переступанием следует несколько продлить для освоения тех же упражнений на более высокой скорости, но без существенного увеличения крутизны склона.

• В дальнейшем необходимо добиваться выполнения Pпереступания на внешнюю лыжу с одновременным сгибанием ног и сильной закантовкой за счет ангуляции колена.

• От поворота переступанием с сильной загрузкой внешней лыжи можно перейти непосредственно к боковому броску, обеспечивающему прогиб лыж для начала Pрезаного ведения.

◊ ◊ ◊

В следующем разделе рассматривается еще одна методика начального обучения классической технике, хорошо себя зарекомендовавшая в условиях равнинных городов. Кроме того, специальный раздел посвящается наиболее типичным ошибкам начинающих лыжников.