главная список статей ссылки контакты

Исторический обзор
Здоровье лыжника-любителя
Психология лыжника-любителя
Условия катания на лыжах
Техника катания на лыжах
Обучение технике катания
− Горнолыжный спорт
» Жесткие дисциплины
• Свободные дисциплины
Глоссарий





Жесткие дисциплины

Соревнования по жестким дисциплинам горнолыжного спорта проводят на трассах, размеченных парами цветных флагов - воротами. Ворота считаются пройденными, если ботинки спортсмена пересекли воображаемую линию, проведенную между двумя флагами. Спортсмен может сбивать флаги - в этом случае ворота все равно считаются пройденными, если ботинки пересекли их линию.

Победитель определяется по времени прохождения трассы, независимо от того, каким способом она пройдена, и какая техника используется спортсменом. Единственное ограничение состоит в том, что все ворота трассы должны быть пройдены с двумя лыжами на ногах, линию же финиша нужно пересечь, имея хотя бы одну лыжу.

В большинстве случаев спортсмены соревнуются в нескольких попытках, и победитель определяется по суммарному времени прохождения всех трасс. Лыжник, не сумевший в любой из попыток пройти все ворота, считается выбывшим из соревнований. Вообще говоря, правила не запрещают спортсмену, пропустившему ворота (случайно или в результате падения), вернуться назад, пройти их и продолжать спуск по трассе, но к этой возможности прибегают крайне редко. На Олимпийских играх 2002 года пример такого спортивного мужества продемонстрировал французский лыжник, дважды падавший на трассе специального слалома и дважды возвращавшийся к пропущенным воротам (естественно, без малейшей надежды на победу).

Жесткие дисциплины условно делятся на технические (специальный слалом и слалом-гигант) и скоростные (скоростной спуск и слалом-супергигант). Кроме того, проводятся заезды на скорость, соревнования по параллельному слалому, карв-слалому и кроссу.

• Специальный слалом. Старейшая горнолыжная дисциплина, норвежское слово "slalom" переводится как "извилистый след". PСлалом, безусловно, является основой горнолыжного спорта, поскольку для занятий им не нужны большие горы, и вместе с тем, именно слаломисты демонстрируют высшую технику управления лыжами. В последнее время этот вид оказался несколько в тени, однако абсолютно все спортсмены мировой элиты начинают свою карьеру со специального слалома.

Соревнования проводятся на трассах длиной не менее 450 м (мужчины) и 400 м (женщины), перепады высот должны быть не менее 150 м и 120 м, что соответствует среднему уклону в 25°-35°. На трассе устанавливают 40-60 ворот, обозначенных парами флагов или эластичных шестов одного цвета (красного или голубого), в среднем ворота приходятся на каждые 10 м трассы. Ширина ворот составляет 3.2-4 м, расстояние между ними - 0.75-15 м. Лыжники на трассе развивают скорость до 60 км/ч.

Спортсмены соревнуются в двух попытках, причем для каждой попытки устанавливается новая трасса. Первым по трассе спускается "открывающий" - эта почетная миссия обычно поручается лыжникам, уже ушедшим из большого спорта; показанное открывающим время служит ориентиром для зачета результатов участников.

Соревнования местного уровня при необходимости могут проводиться не на двух, а на четырех более коротких трассах, длина которых должна составлять не менее 220 м, а перепад высот - не менее 60 м.

До 70-х годов ХХ века специальный слалом не уступал по популярности остальным дисциплины, однако в дальнейшем по инициативе представителей альпийских стран FIS приняла решение о приоритетном развитии скоростного спуска. В розыгрыше кубка Мира количество соревнований по специальному слалому значительно меньше, чем по другим видам; из программы чемпионатов мира было исключено альпийское двоеборье (комбинация), состоящее из специального слалома и скоростного спуска.

• Слалом-гигант. Считается самой Pзрелищной и наиболее демократичной дисциплиной, в которой шансы на победу могут иметь спортсмены, специализирующиеся как в слаломе, так и в скоростном спуске. Слалом-гигант доступен любителям, соревнования по этому виду горнолыжного спорта часто используют при отборе слушателей в школы инструкторов.

Соревнования проводятся на трассах длиной не менее 1000 м (мужчины) и 700 м (женщины), перепады высот должны быть не менее 250 м и 200 м, что соответствует среднему уклону 20°-30°. На трассе устанавливают не менее 30 ворот, обозначенных парами транспарантов (сдвоенных флагов) одного и того же цвета. Ширина ворот составляет 4-8 м, расстояние между ними - 10-25 м. Скорости лыжников достигают 70-80 км/ч.

Как и в специальном слаломе, спортсмены соревнуются в двух попытках и на разных трассах, а перед началом заезда по трассе спускается открывающий.

В России слалом-гигант является, по-видимому, наиболее популярным из всех олимпийских видов горнолыжного спорта. Сложное экономическое положение не позволяет проводить дорогостоящие международные соревнования по скоростным дисциплинам, с другой стороны, мировая элита вряд ли приедет в Россию, чтобы состязаться в непрестижном специальном слаломе. Соревнования же по слалому-гиганту, достаточно дешевые в организации, проводятся регулярно, и в них принимают участие ведущие лыжники мира.

• Скоростной спуск. Самый престижный вид горнолыжного спорта, требующий от спортсменов Pисключительных качеств. Следуя моде, некоторые отечественные авторы называют его по-американски "даунхилл" (от англ. down the hill - спуск с холма).

Соревнования проводятся на трассах длиной не менее 2500 м (мужчины) и 2000 м (женщины), перепады высот должны быть не менее 700 м и 500 м, что соответствует среднему уклону 20°-30°; длина наиболее известных трасс составляет 3500 м и более. На некоторых участках дистанции лыжники развивают скорость 120-140 км/ч, а отрываясь от неровностей и перегибов, пролетают до 50-70 м. Соответственно, к подготовке трасс предъявляются очень высокие требования: так, ширина их не должна быть меньше 20 м, все опасные участки ограждаются защитными сетками. На трассе устанавливают ворота, главное назначение которых - помешать спортсменам развить слишком большую скорость, кроме того, цветная разметка наносится и на снег, образующий полотно трассы. Старт дается каждые 30 или 60 секунд (не дожидаясь финиша предыдущего участника), поэтому правилами соревнований отдельно оговаривается процедура обгона, и такая ситуация действительно изредка случается.

Как правило, участники состязаются в одной попытке, но накануне заезда на уже размеченной трассе проводится так называемая "официальная тренировка" или "нон-стоп", по результатам которой спортсменам присваивают стартовые номера.

Вообще говоря, олимпийская трасса скоростного спуска является своеобразным предприятием с целым штатом работников, осуществляющих круглогодичный уход за ней. Известны случаи, когда спортсмены, недовольные качеством трасс, объявляли забастовки, и организаторы соревнований несли большие убытки.

Понятно, что работы по подготовке и обслуживанию современной трассы требуют серьезных расходов - поэтому крупные соревнования по скоростному спуску в России проводиться пока не могут. Между тем, существовавшие некогда трассы в Терсколе и Домбае по своим характеристикам (длине, уклону и характеру рельефа) полностью соответствуют всем современным требованиям. Хорошая трасса международного уровня может быть построена и в Саяногорске (Красноярский край).

• Слалом-супергигант. Сравнительно новый вид горнолыжного спорта, занимающий среднее положение между слаломом-гигантом и скоростным спуском. Супергигант (или, как его еще называют "super-G") был официально признан FIS в 1982 году, через год состоялись первые международные соревнования, затем он был включен в программу чемпионатов мира и Олимпийских игр. Считается, что в супергиганте шансы на победу имеют и представители технических дисциплин, что, вообще говоря, не так.

Этот вид спорта возник после того, как FIS приняла решение о приоритетном развитии скоростного спуска, которое привело к узкой специализации спортсменов. Супергигант должен был способствовать привлечению в скоростной спуск представителей технических дисциплин и выявлению новых универсальных лыжников уровня Антона (Тони) Зайлера и Жан-Клода Кили, однако оказалось, что новый вид предъявляет к спортсменам гораздо более высокие требования, чем даже скоростной спуск. Первый чемпион мира в супергиганте, итальянец М.Маир охарактеризовал этот вид спорта как "адский", предназначенный "для роботов с железными ногами".

Соревнования проводят как на специальных трассах, так и на трассах скоростного спуска, причем в рекомендациях FIS указывается, что рельеф должен быть как можно более разнообразным; ворота устанавливают на расстоянии 10-100 м. Вообще говоря, современный супергигант больше всего похож на скоростной спуск 60-х годов ХХ века.

• Заезды на скорость. Этот вид спорта появился еще в 30-е годы ХХ века, но не получил широкого распространения. Тем не менее, в Альпах оборудовано несколько специальных трасс, на которых ежегодно проводятся международные соревнования. Наиболее известна трасса в Червинии (Италия), где неоднократно устанавливались абсолютные рекорды скорости.

Заезды проходят по прямым и ровным трассам, длина которых должна составлять не менее 1000 м, а ширина - не менее 50 м. Стартовый участок длиной от 400 м должен иметь уклон не менее 45° (до 70°). Далее следует контрольный участок длиной не менее 100 м, оборудованный средствами для точного измерения времени. Уклон финишного участка (длиной не менее 500 м) должен плавно уменьшаться, чтобы спортсмен мог сбросить скорость и остановиться.

В заездах участвуют только мужчины старше 18 лет. На сегодняшний день абсолютный рекорд скорости равен почти 250 км/ч, что значительно превышает скорость парашютиста в затяжном прыжке. Этот результат достигнут за счет использования специальных технических средств (кроме обтекателей) и длительного изучения аэродинамики лыжников, в т.ч. - в аэродинамических трубах.

В нашей стране заезды на скорость проводятся с 1956 года, для этой цели недалеко от Кировска была подготовлена специальная трасса, правда, более пологая, чем в Червинии.

• Параллельный слалом. Чрезвычайно зрелищный вид спорта, появился в 70-е годы и несколько раз включался в программу Олимпийских игр.

К трассам предъявляются те же требования, что и к трассам специального слалома, но обычно они имеют меньшую длину (200-300 м). На склоне устанавливаются две одинаковые трассы на расстоянии 5-10 м друг от друга, для их разметки чаще используют не ворота из парных флагов, а одиночные транспаранты (как в сноуборде), расстояние между которыми составляет 5-10 м.

Спортсмены соревнуются парами, победитель выходит в следующий этап, а проигравший выбывает. Все заезды происходят на одной и той же трассе (без перестановки), участники вырывают в снегу глубокие колеи, и поэтому каждый следующий заезд проходит в более сложных условиях, чем предыдущий.

• Карв-слалом. Самая молодая горнолыжная дисциплина, возникшая в результате широкого распространения карвинговых лыж. Первые крупные международные соревнования по карв-слалому были проведены в 2000 году в США; правила этой дисциплины пока окончательно не установлены.

Трассы карв-слалома имеют длину 250-400 м, но их уклон составляет всего 15°-20°. На склоне устанавливают горизонтальные ряды разноцветных шаров ("буев"). В отличие от всех остальных жестких дисциплин, траектория движения спортсмена точно не определена - он может обогнуть любой шар из ряда или даже двигаться по прямой. За пересечение каждого ряда участник получает тем больше очков, чем более дальний шар он огибает, т.е. - чем более извилист его путь (до некоторой степени это напоминает правила воднолыжного слалома). Окончательный результат определяется путем деления времени прохождения трассы на количество начисленных очков, и победителем становится тот участник, у кого этот результат меньше.

Пока карв-слалом не очень распространен, но его популярность быстро растет. Этот вид спорта уже признан рядом национальных федераций, показательные выступления планируется включить в программу Олимпийских игр.

• Кросс. Этот вид спорта в последние годы завоевал определенную популярность в Европе. Горнолыжный кросс - это спуск по маркированным, но слабо подготовленным трассам, имеющим сложный рельеф, горизонтальные участки и даже подъемы. Этот вид спорта напоминает обычный кросс, тем более что участники стартуют группами по 5-10 человек. Как и в других жестких дисциплинах, победитель определяется по времени прохождения трассы, независимо от того, каким способом она пройдена - например, при необходимости, участники могут снимать лыжи и нести их в руках.

В горнолыжном спорте имеются также и многоборья, например, уже упоминавшееся альпийское двоеборье (комбинация), состоящее из специального слалома и скоростного спуска. К сожалению, этот вид, некогда весьма популярный, постепенно сдает позиции: с 80-х годов комбинация исключена из программы чемпионатов мира, а за последние 50 лет лишь два раза была представлена на Олимпийских играх (в Калгари и в Солт-Лэйк Сити).

Существует и "холменколленское троеборье", состоящее из специального слалома, лыжных гонок и прыжков с трамплина, однако этот вид сегодня практически забыт. Наконец, нельзя не вспомнить о "пограничном многоборье", культивировавшемся в СССР в 60-е годы и состоявшем из лыжного кросса по равнине, скоростного спуска по слабо подготовленной трассе и стрельбы в цель.

К многоборьям относится и телемаркинг, входящий в моду вид лыжного спорта, зародившийся в среде сторонников "ретро-ски". Телемаркинг включает короткий кросс, слалом-гигант и фрирайд. Участники используют крепления без фиксации пятки и применяют при спуске технику телемарка, известную с середины XIX века, но затем почти забытую.

Помимо чемпионатов мира, Олимпийских игр и других крупных соревнований, горнолыжники состязаются за Pкубок Мира и кубок Европы, присуждаемые лучшим спортсменам по результатам каждого сезона.

В следующем разделе приводятся основные особенности свободных дисциплин горнолыжного спорта, популярность которых быстро растет.

Читателям, интересующимся спортивными событиями, можно рекомендовать посетить следующие WEB-сайты:

• Горные лыжи в России и мире

• Журнал "Лыжный Спорт"

• Любительская Лига Федерации