главная список статей ссылки контакты

Исторический обзор
Здоровье лыжника-любителя
Психология лыжника-любителя
Условия катания на лыжах
− Техника катания на лыжах
− Механика скольжения
− Основы техники
» Техника и стиль
• Лыжные стойки
• Боковое скольжение
Повороты на лыжах
Особые условия катания
Обучение технике катания
Горнолыжный спорт
Глоссарий


Нам помогают Купить Мерседес у дилера в Москве - sales.mercedes-lukavto.ru/, автосалоны в Москве.





Техника и стиль

В данном издании многократно употребляются термины "техника" и "стиль", в этом разделе предпринимается попытка определить два этих понятия.

Техника - это все приемы, элементы и движения, которые необходимы для управления лыжами при спуске с горы. Принципиально важно, что каждый лыжник выполняет эти приемы и движения по-своему, приспосабливая их к особенностям своего телосложения, физической подготовке и к условиям спуска. То, насколько близки выполняемые движения к эталону, приведенному в том или ином учебнике, не является признаком мастерства; по-видимому, вообще бессмысленно говорить о правильном или не правильном катании. Однако, если нельзя указать единственно правильный способ выполнения того или иного движения, то в большинстве случаев можно достаточно ясно определить, как его не следует выполнять.

Согласно другому распространенному заблуждению, уровень мастерства определяется количеством изученных технических приемов. Бесспорно, опытный лыжник обычно владеет большим числом приемов и элементов, чем начинающий, но главное - это умение бессознательно выбрать то движение, которое наилучшим образом соответствует условиям спуска и задачам, стоящим перед лыжником. Более того, можно быть техничным лыжником, зная, например, единственный способ поворота, но умея выполнять его из любого положения и на любом склоне.

Некоторые лыжники стараются подражать движениям участников крупных соревнований, транслируемых по ТВ. Это еще одно заблуждение, поскольку техника спортсменов, направленная на кратковременного выжимание скорости, не только гораздо беднее любительской, но и вообще не особенно пригодна для продолжительного свободного катания. Кроме того, многие движения, выполняемые участниками соревнований, не имеют никакого смысла вне спортивной трассы, размеченной разноцветными флагами. Справедливости ради, следует отметить, что некоторые приемы, еще несколько десятилетий назад считавшиеся исключительной прерогативой спортсменов, сегодня широко используются любителями, хотя и в несколько измененном виде.

Во многих современных изданиях классическая техника противопоставляется карвинговой, как более современной. Мы полагаем, что это неверно, поскольку горные лыжи предоставляют множество способов катания, что же касается карвинга (резаного ведения), как такового, то этот прием был известен и использовался еще в 50-е годы ХХ века. Чем Pформа лыж ближе к классической, тем проще они входят в классический поворот и тем сложнее - в резаный. Наоборот, на сильно "приталенных" лыжах (радиус 10-15 м) резаный поворот выполняется достаточно легко, классический же - почти недоступен. Кстати, эта закономерность определяет и спрос на разные модели: так, лыжники старшего поколения, катающиеся 30-40 лет и привыкшие к классической технике, как правило, предпочитают лыжи с радиусом кривизны 40-50 м; молодежь, не имеющая большого опыта, но стремящаяся к активности и движению, выбирает карвинговые модели с радиусом 10-20 м. Наконец, техничные лыжники часто обращаются к универсальным промежуточным моделям с радиусом порядка 35 м, позволяющим кататься с использованием как резаного ведения, так и классического бокового скольжения.

Другими словами, между классической и карвинговой техникой существует такое же различие, как, например, между автомобилем и мотоциклом: первый обеспечивает комфорт и скорость, второй - активность и маневренность. Наверное, не вызовет возражений предположение, что спорт-байк вроде "Suzuki" или "Yamaha" предназначен в основном для азартной молодежи, обтекаемая "Ferrary" - для спортивных и уверенных в себе взрослых, а длинный "Rolls-Royce" - для людей солидных и исполненных достоинства.

Вообще говоря, опытный и техничный лыжник может кататься на любом типе лыж, применяя как классические (с использованием бокового скольжения), так и карвинговые (основанные на резаном ведении) приемы, но для достижения такой квалификации необходимо не менее 8-10 лет. Освоить же чисто классическую или чисто карвинговую технику можно быстрее: классическую - за 4-5 лет, карвинговую - за 2-3 года. При этом следует помнить, что чистая карвинговая техника весьма бедна и однообразна.

Имеются понятия жесткой и мягкой техник. Обычно жесткой техникой называют приемы управления лыжами, предусматривающие противоборство со склоном или, по крайней мере, независимость движений лыжника от рельефа и крутизны. Наоборот, мягкая техника предусматривает Pвзаимодействие с горой, выбор приемов, наилучшим образом соответствующих рельефу склона и состоянию снега. Жесткая техника подходит активным лыжникам, особенно - на карвинговых лыжах, мягкая - спокойным по характеру или любителям скоростного катания. Если обратиться к горнолыжному спорту, то жесткая техника используется в могуле, специальном слаломе и, отчасти, в слаломе-гиганте, а мягкая - в скоростном спуске и супергиганте.

Кроме того, техника может быть активной и пассивной, поскольку любое движение, само по себе, может быть активным или пассивным. Если, например, находясь в высокой стойке, лыжник расслабляет ноги, то они сгибаются под тяжестью его тела, в результате центр тяжести опускается, и стойка из высокой превращается в низкую. Это пассивное движение, происходящее в основном под действием внешних сил (в данном случае - силы тяжести).

Но тот же лыжник может с усилием подтянуть ноги вверх, в результате центр его тяжести не опустится, но лыжи приподнимутся в воздух. Это активное движение, выполняемое специальным усилием мышц и направленное против внешних сил (той же силы тяжести). Оба рассмотренных движения, как пассивное, так и активное, приводят к одной и той же позе, однако в результате пассивного движения лыжник сохраняет опору на поверхность снега, активное же приподнимает его в воздух.

При катании на карвинговых лыжах преимущественно используются активные приемы, на классических - как активные, так и пассивные.

Теперь о стиле любительского катания. Понятия техники и стиля тесно связаны, но не равнозначны: если техника спуска определяется правильным выбором приемов и способов их исполнения, то стиль - это общая манера, или, если угодно, настрой спуска. Если владение техникой может быть хорошим или плохим, то стиль всегда одинаково хорош и правилен.

Часто под стилем катания подразумевают наиболее характерные для того или иного лыжника технические приемы, говорят, например, о стиле "авальман" или о стиле "годиль", однако это неверно, поскольку опытный лыжник, владеющий десятками приемов, применяет их сообразно меняющимся условиям спуска, иногда - в самых неожиданных сочетаниях.

Стиль катания, как и техника, может быть пассивным или активным, крайне активный стиль обычно называют агрессивным, крайне пассиный - "расслабленным". Активный стиль не обязательно предусматривает использование активной техники (или наоборот). Разница между стилями кроется не в движениях, как таковых, а в их сопряжении.

Выполняя любое действие, человек (независимо от того, едет ли он на лыжах или сидит в кресле) сталкивается с явлениями отдачи и инерции: так, при резком взмахе рукой или ногой остальные части тела под действием отдачи смещаются в противоположном направлении, а при резкой остановке - начинают двигаться по инерции, как бы продолжая взмах. При пассивном стиле с отдачей не борются, а инерцию тела используют для плавного сопряжения движений, которые в результате начинают "перетекать" одно в другое (танцоры и гимнасты называют это пластикой). Активный стиль предусматривает использование опережающих активных движений, отдача от которых компенсирует инерцию.

Рассмотрим простое упражнение - Pшаг в сторону. В исходном положении вес тела равномерно распределен на две ноги.

При пассивном исполнении (слева) отдача при подъеме ноги заставляет все тело слегка сместиться в противоположную сторону, затем следует собственно перешагивание. После переноса веса на другую ногу корпус продолжает двигаться по инерции и дополнительно смещается в направлении шага, при подъеме свободной ноги это смещение еще более увеличивается за счет отдачи. Далее, при приставлении этой ноги все тело смещается в обратном направлении. Таким образом, при пассивном выполнении имеются лишние горизонтальные перемещения тела, тем большие, чем быстрее и резче делается движение.

При активном исполнении (справа) для компенсации отдачи используется опережающий наклон в сторону шага - в начале движения тело спортсмена выходит из равновесия и фактически начинает падать вбок. Инерция бокового движения корпуса компенсирует отдачу при подъеме ноги и перешагивании, а затем - и при приставлении свободной ноги. В результате, при активном исполнении движения отсутствуют лишние горизонтальные перемещения тела, однако все элементы должны выполняться быстро и в строго определенные моменты времени - в противном случае спортсмен потеряет равновесие и, возможно, упадет.

Пассивный стиль менее утомителен и обеспечивает мягкое комфортное катание на любом склоне и сколь угодно большой скорости, в то же время, этот стиль мало приспособлен для быстрых маневров (например, при встрече с неожиданным препятствием на незнакомом склоне). При катании на карвинговых лыжах пассивный стиль менее удобен и даже может представлять определенную опасность.

Наоборот, активный стиль обеспечивает резкое изменение траектории спуска и связан с ощущением борьбы, однако утомителен и менее комфортен, особенно - на высокой скорости. Кроме того, пожилые, физически слабые или просто уставшие лыжники могут оказаться не в состоянии выполнять опережающие движения в темпе, необходимом для компенсации отдачи.

В этом издании, помимо всего прочего, мы часто говорим о лыжниках, предпочитающих то или иное "катание". По сути дела, речь идет также о стиле, но понимаемом в еще более широком смысле. Так, мы выделяем следующие условные стили:

• спортивный - резкое активное катание с использованием спортивных технических приемов, участие в любительских соревнованиях по специальному слалому;

• активный - резкое активное катание по средним и крутым склонам с короткими быстрыми маневрами;

• скоростной - катание на высокой скорости с использованием приемов слалома-гиганта, отчасти - скоростного спуска; в западных изданиях такое катание обычно называют "стиль джет" (от англ. jet - струя, реактивный самолет);

• комфортный - расслабленное скольжение по мягким пологим склонам с длинными и плавными поворотами, напоминающими катание на доске по волнам (серфинг), в западных изданиях - "стиль серф".

Как правило, опытные лыжники могут кататься любым из перечисленных способов, выбирая тот, который лучше всего соответствует их настроению. В то же время, многие люди, только начинающие осваивать технику катания, уже на начальных этапах обучения тяготеют к тому или иному стилю, отвергая остальные.

Есть и иные понятия стиля, правда, уже не относящиеся к горным лыжам, как таковым. Например, среди молодежи постепенно распространяется течение, возникшее на Западе в 80-е годы ХХ века - "ретро-ски". Сторонники этого движения катаются на очень длинных лыжах (иногда - на подлинных старинных) с пружинными и ременными креплениями, используют телемарк и плуг, соответственно одеваются. Стиль "ретро-ски" популярен, например, в Финляндии, финских лыжников "ретро", катающихся с длинными шестами вместо палок, иногда можно видеть в Кировске.

Можно упомянуть также понятия альпийского, французского, скандинавского и других подобных "стилей", популярных в молодежной среде - подражание поведению, одежде и пр. традициям жителей того или иного региона. Например, сторонники альпийского стиля пьют много пива, очень громко смеются, поют по-тирольски, иногда даже изучают древний ретороманский язык; скандинавского - стараются быть невозмутимыми, носят грубые свитера с орнаментом, отращивают бороды (девушки заплетают косы) и т.д.

Отечественный лыжный эксперт М.Гусев предложил понятия жесткого и мягкого стилей (не путать с жесткой и мягкой техникой). Жесткий стиль (по М.Гусеву) - это немолодые и исполненные собственного достоинства асы, "для которых лыжи - это дух, философия, то, что заменяет им счастье". Наоборот, мягкий стиль - это молодежная тусовка, где катаются только на карвах, "тащатся от чистой дуги и визжат при задних приземлениях с эйра", где "все расслаблены, все пьют пиво и в открытую целуются" (а также, по-видимому, "выбирают пепси" и "делают дью").

Американские производители лыж почему-то считают распространение карвинговых лыж и неразрывно связанного с ними мягкого стиля свидетельством торжества американского духа. В рекламном проспекте известной фирмы было, например, написано следующее: "Отныне нет таких понятий, как техника или техническое мастерство, столь любимых старушкой Европой. Теперь каждый человек, надевший лыжи, может скользить так, как ему хочется! Это достойный ответ американцев нового поколения!"

◊ ◊ ◊

При первом чтении сайта мы рекомендуем перейти к разделу, посвященному основному техническому элементу - лыжной стойке.