главная список статей ссылки контакты

Исторический обзор
Здоровье лыжника-любителя
Психология лыжника-любителя
Условия катания на лыжах
− Техника катания на лыжах
− Механика скольжения
− Основы техники
• Техника и стиль
• Лыжные стойки
» Боковое скольжение
Повороты на лыжах
Особые условия катания
Обучение технике катания
Горнолыжный спорт
Глоссарий





Боковое скольжение

Боковое скольжение (соскальзывание) является одним из важнейших элементов классической техники. Соскальзывание может быть составной частью поворота, оно же может использоваться как самостоятельный прием для преодоления слишком сложных участков склона, в т.ч. - при транспортировке пострадавшего. Кроме того, боковое соскальзывание является важным упражнением, используемым во многих методиках при изучении основ классической техники. Чем ближе геометрия лыж к классической, тем легче и устойчивее их боковое скольжение; напротив, для радикально карвинговых лыж на снегу средней плотности оно становится весьма сложным.

С другой стороны, изучение бокового скольжения возможно лишь в том случае, если лыжник уже научился "стоять на лыжах", т.е. сохранять равновесие при прямых и косых спусках как на двух лыжах, так и на одной.

Боковое соскальзывание может быть равномерным и неравномерным - в последнем случае различают соскальзывание носками и соскальзывание задниками.

Равномерное соскальзывание выполняется просто: на достаточно крутом и жестком склоне достаточно несколько уменьшить закантовку, и лыжи сразу же начнут Pскользить боком вниз. При этом удобнее почти полностью разгрузить верхнюю лыжу и использовать ее лишь для кратковременной опоры при поддержании равновесия. Некоторые лыжники при выполнении бокового соскальзывания предпочитают несколько выдвигать Pверхнюю лыжу вперед и дополнительно разворачивать корпус, принимая винтовое положение.

На пологих склонах, особенно - мягких, для начала бокового скольжения недостаточно просто раскантовать лыжи, нужно дополнительно стронуть их с места Pбоковым движением коленей. На очень пологом склоне может потребоваться более интенсивное движение, сочетаемое, например, с разгибанием корпуса. Такой же активный вход в соскальзывание необходим на крутых склонах, покрытых мягким снегом. Сущность этого движения легко понять, проделав простое Pупражнение с куском картона. Этот элемент очень важен, поскольку сильно облегчает последующее изучение разгрузки лыж, выполняемой при входе в классический поворот.

После начала бокового скольжения лыжник должен следить за равномерностью соскальзывания носка и задника лыжи, перемещая центр тяжести вперед и назад; скорость движения регулируется изменением закантовки. PТипичная ошибка при выполнении соскальзывания - неполная разгрузка верхней лыжи, в этом случае положение лыжника становится крайне неустойчивым, а лыжи, двигающиеся с разной скоростью, постоянно стремятся разъехаться.

Начинающие лыжники, осваивающие боковое скольжение, часто допускают типичную ошибку - расслабляют голеностопный сустав, полагая, что лыжные ботинки удержат стопу от Pпоперечного наклона. Однако, поскольку даже самые жесткие ботинки обеспечивают некоторую свободу для стопы, то раскантованная лыжа быстро минует плоское положение и зацепляется за снег наружным (нижним) кантом; в особенности это заметно на пологих склонах. Поэтому при изучении бокового скольжения необходимо постоянно следить, чтобы голеностопный сустав не был расслаблен или, наоборот, излишне напряжен. Часто говорят: "на лыжах надо стоять, как на полу", т.е. опираться на них спокойно и уверенно.

Для прекращения соскальзывания необходимо сильно закантовать лыжи, при необходимости - с использованием Pангуляции колена нижней ноги. На крутых и жестких склонах можно также загрузить и закантовать верхнюю лыжу.

При соскальзывании с большой скоростью резкая закантовка нижней (опорной) лыжи приводит к сильному прогибу ее середины, испытывающей меньшее сопротивление движению, чем задник и, особенно, носок. После прекращения бокового скольжения лыжа разгибается, и ее отдача стремится Pподбросить лыжника вверх. Это явление применяется для начала поворота или для разворота лыж на 180°. В последнем случае обычно используют подскок, совмещенный по времени с моментом отдачи, после чего следует разворот лыж в воздухе.

Отдача, возникающая при остановке, может использоваться и для начала нового соскальзывания (вместо бокового движения коленей). Это позволяет, в случае необходимости, преодолевать сложный участок склона сериями коротких соскальзываний. Выполнение таких серий в высоком темпе является, кроме того, эффективным упражнением, облегчающим привыкание к лыжам и освоение стоек косого спуска.

Во всех случаях равномерного бокового соскальзывания, лыжник движется, опираясь почти исключительно на внутренний кант нижней лыжи, и лишь иногда поддерживает равновесие, слегка загружая верхнюю. Неустойчивость такого положения делает боковое соскальзывание очень эффективным учебным упражнением, способствующим развитию равновесия на лыжах и специфического "чувства снега", необходимого лыжнику для свободного и безопасного катания. При освоении соскальзывания рекомендуется испробовать различные варианты взаимного расположения лыж и распределения нагрузки между ними. Желательно попробовать соскальзывание не только на склонах разной крутизны, но и при разном состоянии снежного покрова; весьма важно уметь выполнять его на плотном насте и льду. Кроме того, можно порекомендовать освоить боковое соскальзывание в низких стойках.

Помимо равномерного, используется и неравномерное соскальзывание, при котором носок или задник загруженной лыжи скользит быстрее, в результате чего она Pразворачиваются вниз или вверх по склону. Разворот вниз может использоваться для начала косого спуска или поворота, разворот вверх во время косого спуска - для торможения или начала так называемого предповорота, важного элемента классической техники.

Для начала неравномерного соскальзывания необходимо разгрузить один из концов лыжи, приняв переднюю или заднюю стойку. На пологих или мягких склонах может потребоваться стронуть лыжи с места боковым движением коленей, возможно - с использованием разгрузки (так же, как и при равномерном соскальзывании). После начала бокового скольжения лыжник может управлять им, перемещая центр тяжести и изменяя закантовку. При необходимости можно перевести неравномерное соскальзывание в равномерное, а затем Pостановиться.

Интенсивный вход в соскальзывание носками может обеспечить быстрый разворот лыж вниз по склону для начала не только косого, но и прямого спуска. При хорошем владении соскальзыванием не составляет труда развернуться на 360° и даже выполнить Pсерию вращений, как это делают, например, в лыжном балете.

Неравномерное соскальзывание может использоваться во время Pкосого спуска, что позволяет плавно регулировать скорость и направление движения. Этот прием может использоваться, например, для аккуратного попадания в узкие проходы, такие, как въезды на лесные тропинки или промежутки между камнями. Желательно уметь выполнять его также при косом спуске "задним ходом", т.е. вперед спиной, что в некоторых случаях облегчает маневрирование в слишком многолюдных местах, например, у нижних станций подъемников.

Короткое соскальзывание задниками после разгрузки обычно используется для начального разворота лыж при входе в классический поворот, этот же прием может применяться и для начала резаного поворота. Для входа в поворот на высокой скорости вместо начального разворота может использоваться и параллельное выталкивание лыж вбок, похожее на короткое равномерное соскальзывание. Для выполнения этого приема обычно используется разгрузка сгибанием или разгибанием, но в момент наименьшего давления лыжи не разворачиваются, а Pвыталкиваются вбок, в сторону, противоположную повороту; при этом тело лыжника смещается в противоположную сторону. Это движение применяется для сопряжения поворотов на высокой скорости - как классических, так и резаных. В первом случае сразу же после выталкивания внутренняя лыжа частично или полностью разгружается, и лыжник продолжает поворот, опираясь, преимущественно, на внешнюю лыжу. Наоборот, при выполнении резаного поворота на радикально карвинговых лыжах желательна равномерная или почти равномерная загрузка обеих лыж.

В некоторых случаях использование бокового соскальзывания нежелательно, поскольку приводит к неуправляемому движению, иногда - в опасном направлении. Такая ситуация возникает, например, в случае, если обледеневший склон покрыт тонким слоем свежего снега или мокрого весеннего фирна, вследствие чего сцепление лыж со склоном становится очень слабым. Попытка начать соскальзывание по покрывающему лед фирну может вызвать снежный оползень, т.е. сползание слоя фирна вместе с находящимися на нем лыжниками.

Выше уже подчеркивалось, что на радикально карвинговых лыжах выполнение бокового соскальзывания затруднено, особенно - на снегу средней плотности. Это происходит из-за большой разницы в ширине между серединой и концами лыжи, обуславливающей слишком сильное сцепление со склоном. Все же, при необходимости, можно скользить боком и на таких лыжах, если закантовка минимальна. В этом случае для начала соскальзывания даже по достаточно крутому склону нужно стронуть лыжи с места (боковым движением коленей).

Чистая карвинговая техника не предусматривает использования бокового скольжения лыж, тем не менее, начинающим лыжникам, впервые выезжающим в горы с карвинговыми лыжами, владение соскальзыванием может пригодиться, например, для преодоления слишком сложных участков. Кроме того, как неоднократно подчеркивалось выше, выполнение равномерного или неравномерного соскальзывания является эффективным учебным упражнением.

◊ ◊ ◊

При первом чтении мы рекомендуем перейти к разделу, посвященному различным способам поворотов.