главная список статей ссылки контакты

Исторический обзор
Здоровье лыжника-любителя
Психология лыжника-любителя
Условия катания на лыжах
− Техника катания на лыжах
− Механика скольжения
Основы техники
− Повороты на лыжах
» Классификация поворотов
• Классический поворот
• Резаный поворот
• Сопряжение поворотов
Особые условия катания
Обучение технике катания
Горнолыжный спорт
Глоссарий





Классификация поворотов

Хотя, как неоднократно подчеркивалось выше, техника катания на горных лыжах отнюдь не сводится к выполнению поворотов, именно повороты считаются своего рода квинтэссенцией техники и вызывают наибольший интерес. Все способы поворотов, известные горнолыжникам, можно условно разделить на несколько групп:

• повороты рулением одной лыжей;

• повороты за счет перекладывания лыж,

• повороты с проскальзыванием задников (классические),

• резаные повороты (карвинг).

Повороты, выполняемые рулением, по-видимому, являются наиболее старыми. К этой группе относятся поворот плугом и телемарк, известные с древнейших времен всем народам, населяющим северные гористые районы.

PПоложение плуга является универсальным средством спуска, торможения и поворота. При прямом спуске вес лыжника равномерно распределяется между двумя лыжами, поставленными на внутренние канты (если, конечно, крепления позволяют это сделать). Для легкого торможения достаточно перенести вес немного назад, для более интенсивного - увеличить угол между лыжами, т.е. дополнительно развести задники лыж в стороны.

Поворот плугом очень прост, и многие методики (хотя и не все) используют его в качестве основы для дальнейшего изучения техники. При входе в поворот необходимо перенести вес на лыжу, носок которой направлен в нужную сторону; в результате, сцепление этой лыжи со снегом увеличивается, и в дальнейшем она выполняет Pфункции руля.

Достоинствами плуга являются простота и эффективность - в положении плуга можно не только спускаться, но и стоять, повернувшись вниз по склону. В одной из своих книг Ж. Жубер приводит пример использования плуга во время международных соревнований по скоростному спуску: двигаясь на скорости свыше 100 км/ч, лыжник слегка развел задники лыж, сбросив лишние 20 км/ч перед крутым поворотом.

В то же время, продолжительный спуск в положении плуга весьма утомителен, а в глубоком снегу может оказаться очень сложно свести или развести задники лыж.

Поворот Pтелемарк отчасти свободен от указанных недостатков, поскольку лыжа, играющая роль руля, оказывается разгруженной и выдвинутой вперед (как переднее колесо велосипеда). Даже оказавшись в глубоком снегу, лыжник может легко поднять ее на поверхность или, наоборот, погрузить в снег для более крутого поворота - это нетрудно сделать, поскольку основная нагрузка приходится на Pзаднюю лыжу. С другой стороны, эта техника не позволяет кататься по крутым и обледеневшим склонам; кроме того, в отличие от плуга, она не позволяет плавно регулировать скорость спуска по прямой.

Считается, что телемарк изобрел в 50-е годы XIX века норвежец Сондре Норхайм, живший в долине Моргедаль на плато Телемарк, но скорее всего, это не совсем верно. Дело в том, что очень Pпохожая техника издавна использовалась (и используется по сей день) жителями полярного Урала и горных районов северной Сибири. По-видимому, этот способ спуска (как, впрочем, и плуг) является общим для всех северных народов, и С.Норхайм лишь усовершенствовал его, приспособив для спортивных целей. Тем не менее, в 1868 г. несколько провинциальных лыжников (в т.ч. С.Норхайм), использовавших эту технику, блестяще выступили на соревнованиях в Кристиании (Осло).

Телемарк широко использовался до самой середины ХХ века, однако затем был почти забыт горнолыжниками из-за повсеместного распространения лыжных креплений с жесткой фиксацией пятки. В то же время, Pтелемарк остался в техническом арсенале любителей "ретро-ски" и горных туристов. В последние годы развился особый вид любительского спорта, основанный на технике телемарка и называемый в американском духе - "телемаркинг". Вообще говоря, соревнования по этому виду спорта (лыжный кросс + слалом + фрирайд) очень напоминают "пограничное лыжное многоборье" (лыжный кросс + скоростной спуск без трассы + стрельба), культивировавшееся в СССР в 60-е годы, но длятся значительно меньше времени и не включают стрельбы в цель.

Повороты за счет перекладывания лыж весьма разнообразны - это переступание лыжами и прыжки. Во всех этих поворотах общим является то, что лыжи (поочередно или одновременно) сразу устанавливаются в нужном направлении, что, собственно, и называется "перекладыванием", по аналогии с перекладыванием руля корабля.

Поворот Pпереступанием носками на малой скорости выполняется даже проще, чем плуг, и поэтому используется в некоторых методиках в качестве основы для изучения техники. Однако, с ростом скорости переступание требует все большей резкости движений, что и является главным недостатком этого поворота, а одновременно - главным его достоинством в качестве тренировочного упражнения.

PПереступание задниками выполняется столь же просто, но одновременно с поворотом вызывает и торможение, поэтому может применяться на более высокой скорости. Возможно, этот прием лежит в основе поворота упором, описываемого ниже.

При Pповороте прыжком лыжник разворачивается в воздухе и приземляется на лыжи, установленные в нужном направлении; вместо разворота всего тела, можно поворачивать только лыжи, например, с помощью Pбракажа. При этом совершенно неважно, поворачивались ли лыжи вокруг центров тяжести, носков или задников - в любом случае, поворот прыжком приводит к сильному торможению, а иногда и к Pполной остановке. По-видимому, до появления лыжных креплений с жесткой фиксацией пятки этот поворот применялся весьма ограниченно, однако в современных условиях он может с успехом использоваться лыжниками для резких маневров в различных опасных ситуациях. Иногда поворот прыжком применяют при спусках по буграм, а также - по глубокому мокрому снегу; кроме того, поворот прыжком (англ. "hop-turn") является очень эффективным упражнением, и используется во многих методиках начального обучения.

Еще одна разновидность перекладывания лыж - Pповорот веером, состоящий в перепрыгивании с одной лыжи на другую. Этот поворот широко использовался в 60-70-е годы ХХ века при спусках вне трасс и описывался Ж. Жубером в одной из ранних книг. В последнее время используется довольно ограниченно, чаще всего - при катании по глубокому снегу.

Особой разновидностью перекладывания является поворот вокруг вынесенной вбок дополнительной опоры, например, Pдлинного шеста. При этом значительная часть веса лыжника переносится на опору, а давление лыж на снег уменьшается - поворот происходит аналогично тому, как, например, поворачивает гребная лодка, тормозящая одним веслом. Подобная техника использовалась на рубеже XIX-XX веков, но затем вышла из употребления. Тем не менее, и в наши дни любители "ретро-ски" с удовольствием (и весьма элегантно) разворачиваются, опираясь на шест.

Повороты с проскальзыванием задников (или, реже, носков) составляют основу классической горнолыжной техники, лыжи во время поворота могут быть параллельны или находиться в положении упора.

PПоворот упором появился раньше, по-видимому, являясь непосредственным развитием поворотов рулением или переступанием. Во время поворота упором лыжи загружены таким образом, что вес лыжника почти полностью приходится на внешнюю лыжу, которая описывает дугу за счет проскальзывания задника. Помимо поворота чистым упором, применяется и комбинированный поворот, в котором упор служит лишь для незначительного разворота внешней лыжи при Pвходе в поворот. После этого лыжник полностью разгружает внутреннюю лыжу, придвигает ее к внешней и продолжает поворачивать, держа лыжи параллельно, но опираясь лишь на внешнюю. Многие методики обучения предполагают именно такую последовательность: плуг - поворот чистым упором - поворот из упора на параллельных лыжах - классический поворот на параллельных лыжах.

Вариант упора - Pперепрыгивание на отставленную лыжу. Этот прием используется при движении на большой скорости, а также при спусках по плотному мокрому снегу, когда плавное отведение внешней лыжи невозможно. Важной особенностью любого поворота упором является практически полная компенсация инерции вращения корпуса, что позволяет, в случае необходимости, кататься без Pиспользования палок.

Для начального разворота лыж при входе в поворот может использоваться не только упор, но и Pпростое вращение вокруг вертикальной оси. Однако для выполнения этого движения нужно преодолеть силы сцепления лыж со снегом, поэтому перед разворотом лыж необходима их разгрузка. Собственно говоря, разнообразные повороты на параллельных лыжах, выполняемые за счет проскальзывания задников, различаются именно способом разгрузки лыж (сгибание, разгибание, авальман, комбинированные движения, коньковый шаг и др.) и начального их разворота (вращение, бракаж, параллельное выталкивание и т.д.).

На большой скорости вход в классический поворот может выполняться и без начального разворота лыж, за счет перемещения центра скольжения Pзакантованной лыжи к ее краю.

Проскальзывание задника загруженной лыжи может сочетаться и с другими элементами, например, с Pпереступанием. В этом случае один длинный поворот разбивается на несколько более коротких, выполняемых, как обычно, за счет проскальзывания задника; переход же от одного короткого поворота к другому осуществляется переступанием.

Само по себе, проскальзывание задников происходит за счет вращения лыжи вокруг центра, находящегося в области носка. Вообще говоря, центр вращения может находиться в любом месте лыжи, но при условии, что лыжа не закантована, а плоско лежит на склоне. Техника, предусматривающая плоское ведение лыж, довольно сложна в освоении и поэтому используется ограниченно. Элементы плоского ведения используются при спусках по бугристым склонам; кроме того, небольшие плоские развороты лыж, иногда называемые рулением (не путать с описанными выше поворотами рулением), бывают необходимы для тонкой коррекции траектории движения, в т.ч. - и в процеесе движения по дуге поворота.

Изобретение поворота на параллельных лыжах, т.е. "кристиании" приписывают уже упоминавшемуся легендарному Сондре Норхайму, некоторые авторы даже полагают, что он продемонстрировал телемарк и кристианию во время одного и того же спуска. Согласно другой, более правдоподобной версии, поворот на параллельных лыжах появился в 20-е годы ХХ века, но первым его выполнил не горнолыжник, а никому не известный прыгун с трамплина в Холменколлене, который по тем или иным причинам (малоснежная зима, скопление зрителей, укороченная гора приземления или др.) не смог затормозить обычным способом, т.е. плугом. По-видимому, первоначально спортсмен собирался повернуть, опираясь на Pотставленную руку, точно так же, как лыжники того времени опирались на шест. Однако стоило ему резко согнуться, как давление на лыжи уменьшилось, и их задники легко соскользнули вбок. Этот поворот быстро получил признание и стал называться "кристиания" или "христиания", поскольку Холменколлен - это пригород Осло, носившего в то время имя Кристиания. Некоторые современные авторы называют этот поворот по-американски - "стэм-кристи" (англ. "stem-christi"), иногда путая с описанным выше поворотом на параллельных лыжах из упора. Кристиания стала первым поворотом, в котором для начального разворота лыж использовалось вращение после разгрузки.

При спусках по глубокому пушистому снегу (целине) используется техника Pглиссирования, позволяющая скользить по поверхности с использованием динамической подъемной силы. Поскольку сопротивление пушистого снега очень мало, лыжник может двигаться по прямой, даже развернув лыжи под углом к направлению движения. Поэтому во время глиссирования повороты легче всего выполнять посредством изменения закантовки: при наклоне скользящей поверхности лыжи относительно поверхности снега возникает сила, стремящаяся развернуть лыжу вокруг вертикальной оси. В общем, эта сила аналогична той, которая заставляет поворачивать накренившийся самолет.

Для маневрирования на глубоком снегу используют Pповороты, близкие к классическому, но без сильной закантовки и выраженного переноса веса на внешнюю лыжу. Предпочтительной является фронтально прямая стойка с некоторым смещением назад, что позволяет приподнять носки лыж. С ростом скорости смещение уменьшается, и стойка приближается к равновесной.

Резаные повороты, отличающиеся отсутствием проскальзывания задников, появились достаточно давно (в 40-50-е годы ХХ века), но первоначально резаное ведение использовалось Pдля завершения обычных поворотов во время спортивных соревнований. Если внимательно рассмотреть классический поворот на параллельных лыжах, то легко заметить, что проскальзывание задников наиболее выражено в последней его трети, там, где инерция движения лыжника складывается с силой тяжести и центробежной силой; если, к тому же, это происходит на положительном перегибе, т.е. в месте увеличения крутизны, то лыжи могут даже развернуться поперек склона. Лыжники-любители вполне могут смириться с описанным явлением, но для участников соревнований сильное торможение, возникающее при заносе, крайне нежелательно. Для борьбы с чрезмерным проскальзыванием задников были изобретены различные технические приемы, например, Pконьковый шаг при выходе из поворота, позволяющий уменьшить его кривизну, и Pподхлест, обеспечивающий повышенное давление на лыжи в последней трети поворота. Все эти приемы, хотя и позволяли уменьшить проскальзывание задников, но не избавляли от него в полной мере. В 50-е годы ведущие спортсмены освоили технику чистого Pрезаного поворота, выполняющегося за счет прогиба лыж по дуге поворота. На классических лыжах, имеющих большой радиус кривизны, выполнение этого приема требует высокой четкости и аккуратности движений, поэтому доступно лишь опытным и техничным лыжникам.

С появлением новых материалов производители горных лыж смогли, наконец, изготовить лыжи, предназначенные специально для резаного ведения (карвинга), получившие название карвинговых и сделавшие резаные повороты доступными для всех. По сути дела, имеются всего два резаных поворота - поворот на двух равномерно загруженных лыжах и поворот Pна одной лыже. В обоих случаях вместо начального разворота лыж используется их более или менее резкая загрузка с одновременной закантовкой, а сам поворот продолжается до тех пор, пока лыжник не разгрузит и не раскантует лыжи (рассуждая теоретически, можно даже сказать, что при условии отсутствия торможения, как такового, лыжник мог бы сколь угодно долго ездить по кругу). Многие лыжники, катающиеся на карвинговых лыжах, не используют палки, поскольку при выполнении Pрезаных поворотов обычно отсутствует вращение ("закручивание") корпуса.

Заметим: чем меньший радиус кривизны имеют лыжи, тем равномернее должна быть их загрузка, и тем больше - расстояние между лыжами. Так, при катании на радикально карвинговых моделях (радиус менее 15 м) лыжи загружаются примерно одинаково, причем расстояние между ними обычно приближается к ширине плеч. Наоборот, в случае классических моделей (радиус более 35 м) резаный поворот выполняется, как правило, на одной внешней лыже, иногда - с переходом на внутреннюю в последней трети поворота.

Приступая к изучению резаного ведения на классических или карвинговых лыжах, следует иметь в виду, что чистый резаный поворот (без какого-либо проскальзывания) возможен лишь на ровном склоне, покрытом плотным настом или льдом, и требует высокой скорости. Поэтому, применительно к любительскому катанию, речь в большинстве случаев идет лишь о приближении к резаному ведению при уменьшенном проскальзывании задников - как на классических, так и на радикально карвинговых лыжах.

◊ ◊ ◊

В следующих разделах подробно описываются различные технические элементы, необходимые для выполнения классических, а также - и резаных поворотов. Далее имеется специальный раздел, посвященный общим вопросам сопряжения поворотов.