главная список статей ссылки контакты

Исторический обзор
Здоровье лыжника-любителя
Психология лыжника-любителя
Условия катания на лыжах
− Техника катания на лыжах
− Механика скольжения
Основы техники
− Повороты на лыжах
• Классификация поворотов
• Классический поворот
• Резаный поворот
» Сопряжение поворотов
Особые условия катания
Обучение технике катания
Горнолыжный спорт
Глоссарий





Сопряжение поворотов

Для уверенного катания необходимо не только выполнять повороты, но и связывать их в единую непрерывную серию, так, чтобы вход в очередной поворот следовал сразу же за выходом из предыдущего. Как правило, любители катаются именно такими сериями сопряженных поворотов, лишь иногда переходя в косой спуск (траверс) для перемещения на другой участок склона.

Обычно, выходя из Pклассического поворота, лыжник усиливает закантовку лыж, при необходимости дополняя ее другими действиями. В результате боковое соскальзывание задников лыж прекращается, а непогашенная инерция вращения и центробежная сила заставляют сильнее согнуть колени. Лыжник плавно распрямляется и некоторое время движется прямолинейно в косом спуске; затем следует вход в новый поворот, т.е. разгрузка и начальный разворот лыж.

Заметим, что при выходе из классического поворота лыжник обычно находится в достаточно низкой стойке, подходящей для немедленного выполнения разгрузки разгибанием. Другими словами, выход из классического поворота уже сам по себе создает условия для входа в Pновый поворот. Однако, для успешного начального разворота лыж, особенно - на крутом склоне, необходимо, чтобы лыжи не были закантованы (плоское положение лыж), а разгрузка была направлена перпендикулярно к склону. Поскольку в момент выхода из поворота центр тяжести лыжника обычно бывает смещен к центру поворота, для входа в следующий поворот необходимо переместить его в обратную сторону, и сделать это нужно немедленно после закантовки. Таким образом, сопряжение классических поворотов включает три элемента:

• короткая закантовка для прекращения соскальзывания, сочетаемая со сгибанием;

• поперечное перемещение центра тяжести с одновременной раскантовкой лыж;

• разгибание (разгрузка) и начальный разворот лыж для входа в следующий поворот.

При выполнении серии сопряженных поворотов лыжник обычно движется в некотором Pпостоянном ритме, напоминающем вальс (три счета):

• раз - укол палкой, разгрузка разгибанием и начальный разворот лыж;

• два - движение по дуге с проскальзыванием задников;

• три - закантовка и сгибание при завершении поворота.

Лыжник, выполняющий более полные повороты (на 120°-150°), движется уже в ритме танго (четыре счета). Темп определяется характером и телосложением: худым лыжникам удобнее быстрый темп, атлетическим и полным - Pболее медленный.

Использование этого простейшего способа сопряжения поворотов лежит в основе Pгодиля, т.е. непрерывной серии коротких поворотов, выполняемых в достаточно высокой стойке и без интенсивной закантовки. Годиль был выработан французской школой, аналогичный способ катания, пришедший из Австрии, называется ведельн (от нем. wedeln - вилять хвостом или кормовым веслом). В современной любительской технике годиль и ведельн не отличаются, но три десятилетия назад между ними имелись принципиальные различия: так, Pведельн в обязательном порядке выполнялся в передней стойке с очень узким ведением лыж и большой разножкой, а годиль - в равновесной стойке с довольно широким (желательно - независимым) ведением лыж и свободным положением рук.

При катании по глубокому мягкому снегу используется годиль с загрузкой задников, т.е. выполняемый в Pзадней стойке. Такое положение лыжника предотвращает зарывание носков лыж и обеспечивает более безопасное преодоление препятствий, которые могут быть скрыты под поверхностью снега. Кроме того, преимущественная загрузка задников облегчает начало глиссирования по целине.

При глиссировании по глубокому пушистому снегу обычно применяют Pповороты, выполняемые только за счет наклона лыж, т.е. слабой закантовки. Эта техника, вообще говоря, не требует разгрузки лыж, однако некоторое сгибание и разгибание ног в задней стойке помогает высвободить из под снега носки лыж в момент входа в очередной поворот. Многие лыжники, кроме того, не пользуются палками, однако мы советуем делать при в начале каждого поворота легкий укол, по сути дела - касание палкой снега, что позволяет избавиться от нежелательной инерции вращения корпуса.

При катании по глубокому, но плотному снегу для разгрузки можно использовать Pотдачу лыж, разгибающихся при выходе из предыдущего поворота. На пологих склонах с достаточно плотным снегом сила отдачи может полностью обеспечить разгрузку лыж, и для входа в поворот лыжнику остается лишь выполнить их небольшой начальный разворот в момент наименьшего сцепления со снегом. На крутых или мягких склонах для полноценной разгрузки уже недостаточно одной отдачи и необходимо дополнить ее разгибанием, выполняемым в этом случае не очень интенсивно. Отдача увеличивается с ростом скорости, крутизны склона или жесткости снега, а также - при использовании Pподхлеста во время выхода из поворота.

Если отдача лыж сочетается с сильным разгибанием, лыжник обычно отрывается от снега, и вместо разгрузки получается Pподскок. Этот прием иногда используется для сопряжения поворотов на крутых склонах, покрытых глубоким снегом: выполнив более или менее полный поворот (на 120°-150°), лыжник слегка смещается назад, выполняет разгибание, совмещенное с отдачей лыж, и Pвыпрыгивает на поверхность снега. При спусках в таких условиях отдача может использоваться не только при сопряжении поворотов, но и для входа в первый поворот (в начале спуска). В этом случае необходимо набрать некоторую скорость и сделать так называемый Pпредповорот, т.е. короткое соскальзывание задников и резкую закантовку - это приведет к прогибу лыж и последующей отдаче, которая в сочетании с обычным разгибанием позволит плавно войти в поворот вниз по склону.

Достаточно просто сопрягать повороты с использованием Pконькового шага. При выполнении этого приема лыжник в конце поворота делает короткое и резкое отталкивание сильно закантованной внешней лыжей и переходит на внутреннюю. Затем, распрямляя колено соответствующей ноги, обеспечивает разгрузку для входа в новый поворот. Конечно, этот прием требует некоторых усилий и аккуратности исполнения, кроме того, он эффективен лишь на плотном снегу.

Другой распространенный способ сопряжения поворотов, заимствованный из спортивной техники - Pбоковой бросок. Как и при коньковом шаге, лыжник завершает поворот резким отталкиванием сильно закантованной внешней лыжей, и прыжком переходит на внутреннюю, отставленную вбок параллельно внешней. Вход в следующий поворот, как и в предыдущем случае, начинается с разгибания опорной ноги.

Заметим, что боковой бросок предусматривает сильное отталкивание внешней лыжей, что возможно лишь при условии, что соответствующая нога при выходе из поворота сильно согнута. Кроме того, отталкивание должно быть тем более энергичным, чем сильнее тело лыжника смещено к центру поворота, что обычно и происходит при движении с высокой скоростью. Однако на высокой скорости часто требуется в последней трети поворота дополнительно увеличить давление на лыжи, плавно распрямляя ноги ("выжимая лыжи"), в результате чего полноценного отталкивания не получается. Поэтому во многих случаях вместо броска лучше применять более плавный Pбоковой шаг, не требующий сильного отталкивания. Этот элемент хорошо сочетается с подхлестом, позволяющим увеличить давление на лыжи при выходе из поворота.

Наконец, для сопряжения поворотов может использоваться прием, сводящийся к Pвыталкиванию разгруженных лыж вбок. Для разгрузки обычно используют сгибание или подтягивание ног, т.е. элементы, которые могут быть выполнены на сильно закантованных лыжах и при большом смещении лыжника к центру поворота. Разгруженные лыжи теряют сцепление со склоном, и их можно легко переместить ("протащить под собой") и вытолкнуть вбок. После разгрузки лишенное опоры тело лыжника движется по прямой (фактически, летит по инерции), поэтому при выталкивании лыж вбок центр его тяжести смещается в противоположную сторону. Если во время выталкивания развернуть лыжи в сторону нового поворота хотя бы на очень небольшой угол, то они войдут в новый поворот сразу же, как только вновь обретут сцепление со склоном. Если же описанный прием выполняется на высокой скорости, то для начала поворота достаточно лишь закантовки, т.е. смещения центра скольжения на внутренний кант.

При выходе из Pрезаного поворота лыжник, как правило, оказывается в высокой стойке, что позволяет немедленно начать новый поворот со сгибания и сильной закантовки. Как и в случае классического поворота, необходимо, кроме того, переместить центр тяжести, так, чтобы перед входом в поворот лыжник находился в положении, перпендикулярном к склону. Другими словами, при сопряжении резаных поворотов справедлив тот же принцип - выход из предыдущего поворота создает условия для входа в Pследующий поворот, при этом необходимо выполнить пересиленные ниже элементы:

• разгибание для разгрузки лыж и прекращения резаного поворота;

• поперечное перемещение центра тяжести с одновременной раскантовкой лыж;

• сгибание и сильная закантовка для входа в следующий поворот.

При выполнении серии сопряженных резаных поворотов лыжник двигается в некотором Pпостоянном ритме, похожем на вальс (три счета) или танго (четыре счета):

• раз - загрузка и закантовка лыж;

• два - движение по дуге сцепления лыж со снегом;

• три - раскантовка или разгрузка лыж для завершения поворота.

Как и в случае классических поворотов, при сопряжении поворотов резаных может использоваться отдача лыж, позволяющая легко выполнять для их начальной загрузки Pбоковой бросок. В момент броска необходимо согнуть колено свободной ноги - это позволит сразу же оказаться в низкой стойке и сильно закантовать лыжу для немедленного входа в резаный поворот. Как уже говорилось выше, для полноценного отталкивания необходимо, чтобы внешняя нога лыжника перед броском была сильно согнута. Это обстоятельство ограничивает возможность выполнения броска на высокой скорости, поскольку исключает "выжимание" лыж для дополнительной их загрузки в конце поворота. В то же время, для сопряжения резаных поворотов может применяться боковой шаг, не требующий сильного отталкивания.

Выше уже описывался прием, заключающийся в Pвыталкивании разгруженных лыж вбок - он может с успехом применяться и для сопряжения резаных поворотов. Сразу же после разгрузки (сгибанием или подтягиванием ног) лыжи распрямляются и теряют сцепление со склоном, лыжник же продолжает двигаться по прямой, фактически - летит по инерции. Поскольку для начала резаного ведения требуется увеличенное давление на лыжи, вход в новый поворот возможен не сразу же после их выталкивания, а лишь после окончания эффекта разгрузки, когда давление на снег вновь увеличится. Для уменьшения прямых отрезков (траверсов) между поворотами можно одновременно с перемещением лыж слегка разворачивать их в сторону нового поворота (так же, как при сопряжении классических поворотов), в этом случае инерция движения поможет прогнуть лыжи быстрее - сразу же, как только они обретут сцепление со склоном. Эффективность описанного приема тем больше, чем выше скорость движения, поэтому он часто используется спортсменами. Наоборот, на низкой скорости сила инерции, скорее всего, не сможет обеспечить необходимый начальный прогиб.

Для сопряжения резаных поворотов можно также использовать прием, напоминающий коньковый шаг - переход во время поворота на Pвнутреннюю лыжу. Это движение, кроме того, позволяет уменьшить кривизну поворота, что желательно при резаном ведении классических лыж.

Из сказанного становится ясно, что при сопряжении как классических, так и резаных поворотов используется один и тот же принцип - выход из предыдущего поворота обеспечивает простой вход в следующий. Это наблюдение справедливо для любых способов выхода из поворота, таких как коньковый шаг, боковой бросок и т.д. При этом, подходящие условия для сопряжения сохраняются лишь в течение короткого промежутка времени, а способ выхода из поворота определяет способ входа в следующий поворот, например, Pподхлест при выходе хорошо сочетается с Pавальманом при входе, но плохо - с разгрузкой сгибанием.

Еще одно принципиальное требование, уже упоминавшееся выше, состоит в том, что положение тела лыжника относительно лыж различно на разных стадиях поворота (классического или резаного), но не зависит от Pкрутизны склона. Другими словами, движение по склонам разной крутизны должно выглядеть так, как будто землю наклоняют вместе с лыжником. Из этого правила, кстати говоря, вытекает и упоминавшаяся выше перпендикулярность к склону движений, обеспечивающих разгрузку или загрузку лыж при входе в поворот.

Многие неопытные лыжники испытывают трудности с сопряжением поворотов, что обусловлено не отсутствием каких-либо специфических навыков, а лишь некоторой медлительностью: выходя из поворота, они слишком сосредотачиваются на сохранении равновесия, пропускают удобный момент для начала следующего поворота и переходят в длинный косой спуск (траверс). Особенно это заметно на буграх, где многие лыжники, сделав единичный поворот, движутся наискосок до противоположного края склона, совершают новый поворот и вновь едут по прямой через склон. Между тем, именно на бугристых склонах катание сериями Pсопряженных поворотов гораздо эффективнее и удобнее, поскольку позволяет непрерывно контролировать скорость.

Основные проблемы, связанные с сопряжением поворотов, рассматриваются в разделе, посвященном типичным ошибкам, там же предлагаются некоторые способы их устранения. Общая рекомендация сводится к следующему: лучше осваивать сопряжение поворотов, постоянно чередуя условия спуска - крутизну и рельеф склона, состояние снега и т.д.

◊ ◊ ◊

При первом чтении мы рекомендуем перейти к разделам, посвященным катанию в особых условиях - по бугристым склонам, по глубокому снегу, в том числе - по целине, а также по льду.