главная список статей ссылки контакты

Исторический обзор
Здоровье лыжника-любителя
Психология лыжника-любителя
Условия катания на лыжах
− Техника катания на лыжах
− Механика скольжения
Основы техники
Повороты на лыжах
− Особые условия катания
• Катание по буграм
• Катание по глубокому снегу
» Катание по льду
• Регулирование скорости
Обучение технике катания
Горнолыжный спорт
Глоссарий


Нам помогают india pharmacy





Катание по льду

При похолодании после оттепели или дождя большие участки склонов покрываются прозрачным льдом. То же самое происходит в высокогорье весной, когда температура днем поднимается до 10°-15°, а после захода солнца опускается до -20°. В условиях низкого давления и сильного ветра лед приобретает темный цвет и становится особенно твердым ("черный лед"). Кроме того, под действием ветра на склонах часто образуется очень плотный наст, по твердости не уступающий льду и иногда имеющий неровную поверхность, напоминающую барханы. При особенно сильном ветре и низкой влажности происходит обратное - гладкий лед становится неровным и пористым, что значительно улучшает сцепление лыж со склоном и облегчает катание.

Катание по льду, в общем, не требует применения каких-либо специальных приемов, однако все движения должны быть особенно точны и скоординированы. Многие лыжники, в том числе - достаточно опытные, не решаются спускаться по льду или плотному насту, хотя их техника вполне позволяет это делать. Основная опасность - это возможность получения тяжелых травм при падении на твердую поверхность; кроме того, упавший на льду лыжник, возможно, не сможет остановить скольжение и подняться на ноги.

Прямой спуск по ровному льду не отличается от катания по снегу, хотя и требует некоторой осторожности. Если лед неровный, покрыт натеками, пятнами фирна или снега, то лыжи начинают рыскать из стороны в сторону, стремятся разъехаться или, наоборот, наехать друг на друга. Удержание лыж в правильном положении требует дополнительных физических усилий, при движении с высокой скоростью - очень больших.

Для спуска лучше использовать равновесную стойку, строго следя за тем, чтобы при изменении уклона положение лыжника относительно лыж оставалось Pпостоянным. Передняя стойка особенно нежелательна, поскольку приводит к очень неустойчивому движению лыж; задняя же стойка, утомительная сама по себе, требует дополнительных усилий для удержания лыж на курсе.

Для торможения можно использовать плуг, но лыжи при этом необходимо закантовать максимально сильно. Если поверхность льда покрыта натеками, то выполнение этого приема, особенно - на высокой скорости, требует больших физических усилий.

Косой спуск также не связан с какими-либо особыми приемами, но требует как можно более сильной закантовки лыж, достигаемой с помощью Pангуляции колена. На крутых склонах сцепления одной лыжи может оказаться недостаточно, и для предотвращения соскальзывания вниз необходимо загрузить обе лыжи приблизительно одинаково. При катании на мягких карвинговых лыжах этот прием приводит к их сильному прогибу и плавному повороту вверх, если же лыжи имеют малую торсионную упругость, т.е. скручиваются, их сцепление с твердой поверхностью льда или наста становится весьма слабым.

Боковое соскальзывание на льду выполняется очень легко и в некоторых случаях является предпочтительным способом преодоления обледеневших участков. Для прекращения соскальзывания требуется особенно резкая и сильная закантовка; для увеличения сцепления лыж можно одновременно с закантовкой равномерно загруженных лыж выполнять разножку, т.е. выдвигать верхнюю лыжу вперед, а нижнюю - назад. Смысл этого движения становится понятным, если вспомнить, что, отрезая что-либо ножом, на последний не только давят, но и двигают в продольном направлении вперед-назад. Естественно, эффективная остановка бокового скольжения по льду возможна лишь в том случае, если лыжи не скручиваются, а их канты достаточно остры.

Вход в классический поворот на льду выполняется весьма просто и часто сводится к плоскому развороту лыж (без разгрузки), например, с помощью Pбракажа. Все элементы должны быть особенно точны, поскольку слишком сильное или резкое движение приводит к Pинтенсивному развороту и трудно управляемому скольжению боком. По этой же причине, двигаясь по льду, не применяют повороты прыжком. В момент входа в поворот лыжи должны плоско лежать на снегу, а разгрузка (если таковая применяется) - быть направленной строго Pперпендикулярно к склону.

Движение по Pдуге поворота также требует четкости и точности исполнения, поскольку даже незначительное перемещение центра тяжести вперед или назад может привести к сильному проскальзыванию лыж.

Наибольшие трудности связаны с выходом из поворота, требующим не только очень сильной закантовки, но часто - и увеличения давления на лыжи, достигаемого, например, за счет Pподхлеста, т.е. активного выталкивания лыж вперед. В процессе выполнения этого движения нагрузка на лыжи возрастает тем больше, чем ниже стойка лыжника во время поворота. Для спуска по льду можно использовать серии Pкоротких поворотов, заимствованных из устаревшей техники специального слалома.

Резаный поворот при катании по льду более предпочтителен, поскольку не связан с боковым скольжением и не требует специальных усилий для завершения. Более того, более или менее чистое резаное ведение (без проскальзывания) возможно только на льду или же на очень плотном насте. В то же время, вход в Pрезаный поворот требует не меньшей точности и координации, чем в классический, в противном случае вялые или слишком резкие движения приведут к развороту лыж и скольжению боком. Успех резаного ведения лыж по льду сильно зависит от их качества и правильного подбора - слишком большая продольная жесткость или низкая торсионная упругость сильно затрудняют резаное ведение или делают его невозможным. Соответственно, на классических лыжах легче использовать Pкомбинированный поворот, сочетающий проскальзывание задников в начале поворота с резаным ведением равномерно загруженных лыж при выходе из него.

Резаное ведение позволяет естественным образом контролировать скорость, что при катании по льду весьма важно. Торможение за счет сильного проскальзывания задников в этих условиях неэффективно и, как правило, нежелательно, поскольку часто приводит к почти не управляемому боковому скольжению. Доводя резаный поворот до выезда вверх, лыжник плавно тормозит, поворачивая на меньший угол - разгоняется.

Особый случай - это лед или обледеневший наст, прикрытый тонким слоем свежевыпавшего снега. Сцепление лыж с таким покровом может быть еще слабее, чем в случае открытого льда, поскольку мягкий снег, забиваясь в поры и неровности льда, делает его идеально гладким. Сцепление со склоном может быть еще слабее в случае, если лед покрыт слоем мокрого рассыпчатого фирна, образующегося весной под действием солнца. При катании в таких условиях справедливы все приведенные выше рекомендации, главным же остается требование четкости и точности движений.

Если слой свежего снега достигает 10-15 см, то влияние льда сходит на нет, и в этом случае катание не отличается от катания по обычному мягкому снегу; однако при выполнении классических поворотов (резаное ведение на мягком снегу не эффективно) лыжники оставляют следы, обнажающие лед. Спустя некоторое время на склоне участки снега перемежаются с пятнами открытого льда, имеющими форму полумесяцев, соответствующих следам от проскальзывания задников, и каждый полумесяц ограничивается снизу бортиком из сметенного снега. Спуск по такому склону действительно сопряжен с определенными трудностями.

Если во время косого спуска (или при выходе из поворота) лыжник пересекает полумесяц открытого льда, то носки его лыж буквально втыкаются в бортик из снега, оказывающий большое сопротивление движению. В результате центр скольжения резко смещается вперед, а непогашенная инерция стремится развернуть лыжи. При интенсивной закантовке можно преодолеть участок льда по прямой или широкой дуге, если же закантовка недостаточна, то задники лыж резко разворачиваются вниз. Разворот может быть настолько неожиданным и резким, что даже опытному лыжнику бывает сложно удержаться на ногах. Использование резаного ведения в данном случае помогает слабо, поскольку наезд на снежный бортик, как правило, разрывает дугу сцепления лыж со склоном, что приводит к прекращению резаного ведения и сильному соскальзыванию задников вниз.

Самый лучший способ спуска в таких условиях - выполнять повороты на участках нетронутого снега; если это не удается, то можно двигаться точно по мягким бортикам, ограничивающим ледяные участки. Вход в классический поворот можно выполнять и на открытом льду, необходимо лишь, чтобы последняя треть поворота и выход из него происходили на снежном участке. При использовании резаного ведения можно поступать и наоборот - двигаться по участкам льда, избегая нетронутого снега. Наконец, при выходе из поворота можно выполнять сильный и резкий Pподхлест, при котором давление на задники значительно увеличивается, а носки лыж приподнимаются и достаточно легко въезжают на снежные бортики.

Бугристые склоны редко обледеневают полностью: если лед образуется под действием дождя или в результате оттепели, верхушки бугров обычно остаются мягкими, после сильного ветра, наоборот, мягкий снег скапливается между буграми. В этих случаях лыжник может выбрать способ спуска - по льду с применением интенсивной закантовки и (частично) резаного ведения или же по снегу с преимущественным использованием классической техники. Вообще говоря, при катании на карвинговых лыжах по буграм рекомендуется по возможности двигаться по их боковым склонам - не поднимаясь к вершинам и не спускаясь в ложбины. Такая тактика позволяет избегать слишком резкого изменения загрузки лыж и поддерживать резаное ведение на длинных участках склона. В случае частично обледеневших бугров движение по их склонам дает возможность выбрать и подходящую плотность снежного покрова.

В любом случае, для катания по льду канты лыж должны быть острыми - в противном случае резаное ведение может оказаться невозможным, а при выполнении классических поворотов проскальзывание задников будет слишком сильным. Кроме того, если склон не очень крут или имеет пологий выкат, лучше избегать полных поворотов и кататься по плавным дугам (не более 60°-70°), что позволяет избежать сильного бокового проскальзывания при сопряжении поворотов. В определенных случаях наилучшим может оказаться и спуск по прямой.

Необходимо подчеркнутть, что спуски по не очень крутым обледеневшим склонам являются прекрасным средством для совершенствования техники. Такие упражнения позволяют улучшить навыки сильной и резкой закантовки лыж, освоить точную дозировку усилий, избавиться от страха перед увеличивающейся скоростью. Не меньшую ценность представляет и пеший подъем "лесенкой" по обледеневшим склонам разной крутизны - это упражнение очень эффективно при освоении правильной основной стойки, способствует развитию навыка закантовки лыж с использованием Pангуляции колена.

◊ ◊ ◊

В следующем разделе описываются основные принципы регулирования скорости спуска.

»новесную стойку и совершить прыжок через вершину следующего бугра, так, чтобы приземлиться на его дальний склон. В полете нужно слегка развернуть лыжи в сторону следующего поворота, что аналогично начальному развороту лыж при входе в обычный классический поворот, а сразу после приземления - перенести вес на внешнюю к повороту лыжу. Затем следует короткий поворот, пересечение ложбины и новый прыжок.

Катание по буграм всеми описанными выше способами сопряжено с некоторыми дополнительными физическими усилиями. Но главная сложность, часто останавливающая начинающих лыжников - это необходимость согласовывать ритм движений с частотой следования бугров.

Во всех случаях по бугристым склонам легче кататься на более коротких и мягких лыжах, геометрия которых близка к классической. Это отнюдь не означает, что радикально карвинговые или длинные классические лыжи непригодны для спусков по буграм - просто необходимо учитывать их особенности, например, сильную отдачу, излишнюю "верткость" и т.д.

◊ ◊ ◊

В следующем разделе описываются особенности катания по глубокому снегу, в том числе - по целине, и по льду; далее приводятся основные принципы регулирования скорости спуска.