главная список статей ссылки контакты

Исторический обзор
Здоровье лыжника-любителя
Психология лыжника-любителя
Условия катания на лыжах
− Техника катания на лыжах
− Механика скольжения
Основы техники
Повороты на лыжах
− Особые условия катания
• Катание по буграм
» Катание по глубокому снегу
• Катание по льду
• Регулирование скорости
Обучение технике катания
Горнолыжный спорт
Глоссарий





Катание по глубокому снегу

Катание по целине окутано некоторой таинственностью: многие лыжники уверены, что это самое большое удовольствие из всех, возможных на лыжах, однако далеко не все из них пробовали хоть раз проехать по глубокому снегу. С другой стороны, некоторые из тех, кто пробовал, не испытывают ни малейшего желания повторить свое приключение. Наконец, имеются и законченные фанатики фрирайда, полагающие, что только по целине и можно кататься.

В одной из раздело этого сайта описаны основные состояния снежного покрова и их особенности. Вообще говоря, слово "целина" обозначает заснеженный склон, на котором отсутствуют следы лыж; такой склон может быть покрыт многометровым слоем невесомого пушистого снега (целина в понятии любителя фрирайда), но это может быть и твердый как бетон наст, слегка присыпанный сверху. Поэтому ниже речь пойдет о катании не по целине, а по снегу, полностью скрывающему лыжи и ботинки, т.е. по снегу глубиной более 30 см, независимо от того, имеются ли на нем следы лыж.

В большинстве случаев справедливо правило: чем мягче и глубже снег, тем выше должна быть скорость движения (конечно, в разумных пределах), и тем плавнее необходимо выполнять повороты. При катании по особенно пушистой и глубокой целине вообще не рекомендуется тормозить или останавливаться.

Если слой пушистого снега глубиной до 50 см покрывает плотное основание (наст или лед), то при температурах порядка -5° катание по такому покрову очень комфортно и доступно практически для всех. PТехника спуска почти не отличается от обычной классической, резаное ведение в этом случае малоэффективно, а иногда - вообще невозможно. Как и всегда, поворот, начинается с разгрузки и начального разворота лыж, за которым следует скольжение по дуге с проскальзыванием задников. Обычно в таких условиях используют длинные и пологие сопряженные повороты, поскольку резкие короткие маневры приводят к сильному торможению и не оставляют никакого особого впечатления. Единственная опасность, которая может подстерегать лыжника на таком снегу - это скрытые под ним препятствия, чаще всего - небольшие камни, куски льда, а также бутылки. Для избежания наездов на такого рода предметы можно рекомендовать использовать стойку, несколько Pсмещенную назад, позволяющую разгрузить и слегка приподнять носки лыж. Это положение позволяет достаточно безопасно преодолевать даже крупные камни, ограничиваясь лишь повреждением скользящей поверхности лыж.

Вообще говоря, таким же образом можно кататься и по более глубокому снегу, необходимо лишь интенсивнее выполнять разгрузку при входе в поворот. С увеличением крутизны склона у некоторых лыжников возникают трудности с сопряжением поворотов, поскольку на мягком снегу ни закантовка, ни, тем более, упор, не обеспечивают надежной опоры для начала очередного поворота. В этом случае можно рекомендовать доводить каждый поворот до такого положения лыж, при котором их носки разворачиваются слегка вверх. Снег, уплотненный лыжами в последней стадии поворота, образует своего рода трамплин, позволяющий лыжнику Pвыпрыгнуть на поверхность за счет сильного разгибания ног, совпадающего с отдачей лыж. Описанный эффект трамплина наиболее ощутим на склонах крутизной 30°-40°, покрытых снегом глубиной не менее 40-50 см, причем с увеличением его плотности сила выталкивания растет. На глубоком сыром снегу описанный прием может оказаться единственным способом сопряжения поворотов.

Катаясь по глубокому снегу в горах, необходимо постоянно помнить, что склоны крутизной 30°-45° особенно лавиноопасны, и неосторожные действия могут привести к сходу лавины и гибели лыжника. Поскольку в основе образования лавин лежит явление расслоения снежной толщи, опасность увеличивается при резких изменениях температуры.

Для спуска по пушистому снегу глубиной более 1 м часто используют Pглиссирование, т.е. скольжение по поверхности за счет подъемной силы, аналогичной той, что удерживает в воздухе самолеты. Величина подъемной силы растет пропорционально площади скользящей поверхности лыж, скорости движения и значению угла атаки (угла между скользящей поверхностью и склоном). При переносе центра тяжести назад (задняя стойка) носки лыж поднимаются вверх, и угол атаки увеличивается, однако сопротивление движению при этом также увеличивается, и скорость падает. При чрезмерных углах атаки происходит так называемый "срыв", т.е. резкое падение скорости и исчезновение подъемной силы, что схоже с хорошо известным явлением сваливания самолетов в "штопор". Именно поэтому при использования глиссирования стойка лыжника не должна быть слишком смещена назад, а с ростом скорости может приближаться к равновесной.

Необходимо помнить, что классические лыжи, не имеющие выраженной "талии", глиссируют более устойчиво, чем карвинговые, а специальные модели для фрирайда (так называемые "крузеры") не только имеют большой радиус кривизны, но и увеличенную ширину (до 9-10 см в средней части). При катании на таких лыжах по плотному снегу или льду лыжнику приходится прикладывать значительно большие усилия для маневрирования, чем на обычных.

Выполнение поворотов во время глиссирования, вообще говоря, не требует разгрузки и начального разворота лыж, а резаное ведение вообще невозможно. Для того чтобы задники лыж начали скользить вбок, описывая Pплавную дугу, необходимо лишь слегка их закантовать, т.е. наклонить скользящую поверхность по отношению к снегу. При этом возникает еще одна динамическая сила, направленная вбок и заставляющая задники лыж смещаться в сторону от направления движения. Во время закантовки та часть площади лыж, на которую действует подъемная сила, уменьшается, поэтому слишком сильный наклон приводит к описанному выше явлению срыва. Чтобы избежать этой неприятности, лучше использовать высокую фронтально-прямую стойку, исключающую чрезмерно резкую закантовку. Кроме того, при глиссировании нет необходимости переносить вес тела на внешнюю лыжу, можно обойтись и без укола палкой.

Глиссирование позволяет скользить по снегу любой глубины (в высокогорье толщина слоя пушистого снега может достигать нескольких метров), достаточно лишь поддерживать высокую скорость движения. Однако легкость преодоления целины несет и определенную опасность: при падении в пушистый снег глубиной более 1.5 м оказывается крайне сложно выбраться из него и подняться на ноги, поскольку палки не достают до плотных слоев, а слишком активные движения провоцируют все более глубокое погружение. Даже встав на ноги, лыжник может оказаться настолько глубоко в снегу, что не будет иметь возможности стронуться с места и набрать скорость, необходимую для "всплывания" на поверхность. Именно поэтому кататься по целине в одиночку не рекомендуется.

Катание по сырому снегу глубиной более 20 см представляет определенные трудности, поскольку лыжа, проваливаясь, образует колею со столь плотными стенками, что начальный разворот лыж при входе в классический поворот иногда бывает возможен только в воздухе, при выполнении подскока. При движении с большой скоростью можно также использовать описанный выше эффект трамплина, однако на пологих склонах он малоэффективен. Тем не менее, в этих условиях может использоваться Pпредповорот, позволяющий до некоторой степени расширить колею и подготовить место для начального разворота лыж. Если во время предповорота принять стойку, несколько смещенную назад, это позволит приподнять носки лыж и легче войти в поворот.

Если снег не только сырой, но и достаточно плотный, на нем становится возможным и резаное ведение, но также - лишь на высокой скорости, предотвращающей проваливание лыж. Если же скорость мала, то во многих случаях предпочтительными являются повороты с перекладыванием лыж - Pповорот прыжком и более экзотический Pповорот веером.

Особый случай глубокого мокрого снега - это снег, пропитанный водой и прикрытый сверху тонким плотным настом. Такая разновидность снежного покрова встречается весной на лыжных склонах Сибири, причем мягкий мокрый слой может достигать в глубину 1 м и более. Проваливание в такой снег весьма опасно, поскольку плотный поверхностный наст сильно ограничивает подвижность, и неосторожное движение легко приводит к травмам коленного и голеностопного суставов.

Резаное ведение в этом случае, в общем, возможно, однако слишком сильная закантовка сопряжена с опасностью прорезания плотного поверхностного слоя и проваливания; то же самое касается и закантовки при выходе из классического поворота. По-видимому, наиболее безопасный способ спуска в таких условиях - это плоское ведение лыж в слегка задней стойке, выполняемое без полной разгрузки внутренней лыжи и без использования заметной закантовки. PТакая техника обеспечивает достаточно большую площадь опоры лыж на снег, а сильное проскальзывание задников до некоторой степени дополнительно уплотняет поверхностный слой наста, препятствуя проваливанию.

Еще один вариант мокрого снега - это рассыпчатый весенний фирн, напоминающий сахарный песок. Важное свойство этой разновидности снежного покрова - очень малое сцепление, в особенности, если под слоем фирна находится лед. Даже при обычном косом спуске по такому склону бывает достаточно одного резкого движения, чтобы фирновая масса начала ползти вниз вместе с лыжником. Как нам кажется, для катания в таких условиях лучше всего использовать классическую технику с уже упоминавшимся выше плоским ведением в слегка задней стойке. Резаное ведение возможно лишь в том случае, если слой фирна достаточно тонок (не более 2-3 см) и покоится на плотном основании.

Во всех рассмотренных выше случаях катание по глубокому снегу обычно доставляет большое удовольствие, особенно, если лыжник движется на достаточно высокой скорости, плавно сопрягая повороты в некотором постоянном ритме. При этом необходимо избегать резких движений, излишнего напряжения и интенсивной закантовки.

◊ ◊ ◊

Спускаясь по глубокому снегу, начинающие лыжники испытывают наибольшие трудности с сопряжением поворотов, независимо от способа их выполнения. В этой главе имеется также раздел, посвященный катанию по льду, далее рассматриваются основные принципы регулирования скорости.